Особенности функционирования воспитательной системы гимназии
9. Система работы классного руководителя и воспитателя
Система работы классного руководителя и воспитателя должна соответствовать требованиям:
Согласованности воспитательных целей и задач классного руководителя и воспитателя с общегимназическими задачами и системой воспитания гимназии;
Целесообразности, наличия конкретных и определенных целей и задач в работе классного руководителя и воспитателя;
Реализации программы воспитания через классные часы (часы общения), различные формы учебной и внеучебной (внеклассной) деятельности;
Активного и эффективного применения в практике работы классного руководителя и воспитателя методов индивидуальной педагогической поддержки.
Работа классного руководителя и воспитателя должна быть направлена на решение основных задач воспитания, диктуемых основными потребностями растущего человека:
Организация разнообразной, творческой, личностно- и общественно-значимой деятельности детей как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников («потребность в творческой деятельности»);
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья («потребность быть здоровым»);
Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена («потребность в защищенности, безопасности»);
Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников («потребность в уважении и признании»).
Создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, целей пребывания в гимназии и после ее окончания («потребность в смысле жизни»);
Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации и самореализации («потребность в самореализации»);
Таким образом процесс воспитания сегодня должен осуществляться на основе отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование воспитательной системы, стимулирование разнообразных воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его внутри- и внегимназических механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.