Особенности функционирования воспитательной системы гимназии
В рядах расписана логическая последовательность использования педагогических методов.
В нижнем ряду обозначены методы самоорганизации коллектива, которые начинают работать при сформированности школьного социума.
Методика организации воспитательного процесса |
Методика педагогического воздействия |
Методика убеждения |
Методика практического обучения | |
Исходные методы |
1.Перспективы коллектива 2.Организация деятельности (организационная структура) |
1. Перспектива для учащихся 2. Мотивация учащихся 3. Единые требования |
Информация Пример |
Инструктаж Показ, пример «Делай, как я» Образец. Идеал. |
Ведущие методы |
1.Самообслуживание 2.Организация защищенности 3.Формирование «среды» |
1.Требования к учащимся от прямого к косвенному 2.Педагогическая поддержка |
Аргументы Примеры Здравый смысл |
1. Упражнение 2. Социальное закаливание 3.Поведенческий опыт. 4.Тренировка |
Методы корреляции |
1.Контроль и информация 2.Диагностика и анализ 3.Коррективы |
1.Поощрение, наказание 2.Педагогическая поддержка |
1. Обсуждение 2. Дискуссия |
1.Контроль 2.Коррекция 3.Переучивание 4.Переориентация |
Методы самоорганизации |
1.Самоуправление 2.Традиции 3.Положительный культурный и нравственный опыт коллектива |
1.Воздействие через общественное мнение 2.Через органы ученического самоуправления |
1.Взаимопросвещение 2.Взаимообучение |
Взаимообучение Самообучение |
8. Единство педагогического коллектива
Важным условием эффективности воспитательного процесса является единство педагогического коллектива, что означает:
- наличие воспитательных целей и задач, над которыми совместно работает педколлектив;
Единое мнение в понимании концепции, методов и организации воспитательной системы гимназии, подкрепленное решениями педагогического совета;
единство педагогических требований к учащимся;
согласованность действий.
Единство педагогического коллектива не исключает профессиональную свободу учителя, право использовать индивидуальные методы и приемы воспитания, если они не противоречат общим требованиям гимназической системы воспитания.