Особенности функционирования воспитательной системы гимназии
Все виды трудовой деятельности учащихся должны быть хорошо спланированы и организованы технологически, а также включать элементы творчества.
В организации трудовой деятельности обязательно должна присутствовать состязательность.
Трудовая деятельность и трудовое воспитание должны сочетаться с профориентационной работой, главными задачами которой являются:
предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в Уральском экономическом регионе;
информирование учащихся о порядке и условиях поступления в учебные заведения;
помощь учащимся в выборе профессии на уровне социально-психологических консультаций, социометрии (опросы, анкетирование и т.д.).
организация экономического образования.
5. Воспитательные комплексы
Воспитательные комплексы – это культурное пространство гимназии за рамками учебных занятий, в котором учащиеся могут удовлетворить свои индивидуальные интересы, потребности в творчестве, фантазии. Воспитательными комплексами являются: театральная студия, студия бального танца, керамическая мастерская, предметные кружки, коллективные творческие мероприятия, гимназические праздники, предметные недели и т.д.
Свою воспитательную роль они выполняют через удовлетворение любознательности ребенка, через импульс, дающий развитие его индивидуальных способностей.
Основные требования, предъявляемые к воспитательным комплексам:
наличие конкретных, определенных целей воспитательной работы;
высокая организационно-исполнительская культура в деятельности, в содержании, в общении, в регулировании и контроле.
6. Воспитание на уроке
Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:
Формирование у учащихся основ мировоззрения и естественно-научной картины мира.
Развитие познавательной активности учащихся, а через нее формирование отношения учащихся к жизненно важным сферам:
к сфере рационального взаимодействия человека с природой (ноосфере);
к сфере общественных отношений (нравственных, правовых, экономических, производственных и т.д. – социосфере),
к психологической сфере (сфере разума, рационального регулирования поведения, сфере подсознательных, интуитивных механизмов мышления, сфере спонтанного проявления заложенных природой сил, дарований, способностей).
Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, формирование нравственных основ личности.
Формирование нравственного чувства, нравственного сознания, нравственного мышления в процессе обучения через изучение, сопереживание, осознание и осмысление произведений литературы и искусства, исторических событий, общественных явлений, взаимосвязей основ наук. Через изучение основ этики.
Использование воспитательных, этических моментов, включенных в содержание учебных предметов.
Главный воспитательный компонент в процессе обучения – это сам учитель как пример отношений к своим обязанностям, как образец внутренней и внешней культуры, как пример выдержки, такта и соблюдения норм морали.
7. Система методов воспитания
Система воспитания включает в себя методы, сгруппированные нами в виде таблицы. Это методы педагогического воздействия (убеждение, требование, педагогическая поддержка и др.), методы организации воспитательного процесса, методы убеждения и методы практического обучения (воспитания).