Анализ опыта воспитания социальной активности

- формирование свободно ориентированной личности, способной к творческой и интеллектуальной деятельности;

- создание особой творчески развивающейся среды;

- воспитание творческого «Я», умеющего конструировать собственное пространство жизнетворчества.

Формы реализации программы разные: лекции, практические занятия, тренинги, походы, конференции, дискуссии, презентации, КТД и т.д. Участники подпрограмм, детских объединений неоднократно встречаются для планирования, проведения и подведения итогов общих дел. Старшие являются организаторами дел младших кружковцев. Создаются творческие группы и Советы дела из педагогов и ребят. Активную роль играют родители как равноправные участники и помощники. Анализ последних лет подтверждает, что воспитательная работа в учреждении дополнительного образования, направленная на развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и потребности подростков в различных видах творческой деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях, дает свои положительные результаты: из 1000 учащихся Центра - 127 стали победителями городских и областных выставок и соревнований.

Анализируя опыт организации воспитания во внешкольном объединении «Экол» учреждения дополнительного образования детей «Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Киров, мы выявили, что организация и осуществление экологического образования и воспитания на исследовательском уровне позволяет успешно решать проблемы воспитания социальной активности современных подростков. Осуществление заказа Областного эколого-биологического центра по проведению комплексного изучения территории Нововятского района - крупной промышленной зоны - позволяет создать педагогическую ситуацию, в которой ребенок ощущает себя в роли научного работника и осознает свою значимость. Интерес к исследовательской деятельности достаточно высок. Исследовательская деятельность является основой. Она пронизывает весь курс программы и осуществляется в коллективной и индивидуальной формах. Объектами исследования являются воздух, вода, почва, различные экологические системы. Для организации исследовательской работы используются разнообразные формы и методы: наблюдение, описание, оценка, прогноз состояния окружающей среды, составление карт и схем, моделирование смены сообществ. В итоге дети приобщаются к методам проведения научного эксперимента, у них развивается познавательный интерес к изучению окружающей среды, развиваются такие качества, как самостоятельность, инициатива.

Изучая опыт воспитания в Центре внешкольной работы города Вязники, мы обнаружили, что военно-патриотическое воспитание оказывает особенное влияние на формирование социальной активности детей. Город Вязники богат традициями и замечательно интересными людьми, позволяющими Центру внешкольной работы военно-патриотическое воспитание определить приоритетным направлением. В 1998 году в Центре был открыт военно-патриотический клуб «Отвага». Цели и задачи клуба - воспитание у молодежи гражданственности и патриотизма, формирование профессионально значимых качеств, умений, навыков и готовности в службе в Вооруженных силах России, верности конституционному долгу, бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам, физическое развитие ребят. Занятия проводятся по программе, которая предусматривает изучение таких курсов, как «Будущий воин», «Стрелковая подготовка», «Основы рукопашного боя», «Гражданская защита» для ребят, отобранных для службы в пограничном отряде, вводится спецкурс «Основы пограничной службы». Занятия проводятся в специализированных кабинетах на базе городского тира, курсов Гражданской обороны, войсковой части, в оборудованном кабинете Центра. Полное взаимопонимание с командованием Северо-западного пограничного округа, Кавалевского погранотряда, областным и городским военкоматам позволило решить вопрос о комплектовании пограничной заставы «Вязниковская» курсантами клуба «Отвага», и ежегодно 30 лучших курсантов осеннего и весеннего призывов направляются служить на именную заставу. Командование отряда помогло и с выделением формы для курсантов. Дважды в год курсанты, педагоги, родители, представители общественности и творческой интеллигентности ездят на подшефную заставу «Вязниковская» в целях оказания помощи военнослужащим, улучшения их быта и материально-технической базы заставы. Таким образом, на основе целостности воспитательного процесса, проявляющегося в совокупности форм и видов воспитания, проектирования содержания воспитания, предоставляющего детям выбор вида деятельности, осуществления его высокопрофессиональными педагогами, позволяет успешно достигать задачи воспитания социальной активности детей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8