Изучение и прогнозирование личности ученика
Поэтому необходимо более подробно остановиться на выявлении доминирующих мотивов деятельности учащихся, что позволяет разобраться в истинных причинах поведения ученика.
Как известно, одно и то же действие может вызываться различными, нередко противоречивыми мотивами.
Мотивов поведения бесчисленное множество. Они могут проявляться в чувствах, желаниях, влечениях, интересах, склонностях и привычках, а также объясняться необходимостью выполнения того или иного действия по принуждению или по убеждению.
Мотивы поведения формируются в процессе активного включения каждого ученика в специально организованные педагогически целесообразные виды деятельности. Использование в педагогическом процессе самовозникающих или специально организованных ситуаций необходимо для выявления внутренних противоречий и конфликтов учащихся, в разрешении которых ярко проявляются истинные мотивы их деятельности.
Учет поведения каждого ученика и мотивов его поступков (по учебным четвертям) позволяет воспитателю проследить весь ход изменений личности ученика в процессе воспитания, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с ним. Данные такого учета поведения и мотивов поступков всех учащихся являются критерием для оценки воспитательной работы с классом воспитателя и учителей.
Есть разные варианты анализа и оценки поступков (самооценка, оценка совета класса или воспитателя). В моём экспериментальном классе это делалось на общем собрании. Правда, такая процедура занимает много времени. Зато она демократична, так как и обсуждаемый, и осуждающие принимают в ней активное участие.
Анализ получаемых из карты личности материалов позволяет сделать некоторые, пусть далеко не исчерпывающие, выводы относительно уровня нравственного развития учащихся, без знания которого дальнейшее воспитание невозможно. Без этого невозможно будет и формирование у них потребности в интеллектуальных видах деятельности.
КАРТА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.
1. Отношение к учебе.
2. Отношение к труду.
3. Отношение к самообслуживанию.
4. Отношение к правилам внутреннего распорядка.
5. Отношение к кружковой работе.
6. Отношение к старшим.
7. Отношение к сверстникам.
8. Отношение к младшим.
9. Отношение к родным.
10.Отношение к своим проступкам.
11 .Отношение к проступкам товарищей.
12.Отношение к имуществу школы.
13.Отношение к личному имуществу.
14.Отношение к самовоспитанию.
15.Отношение к своему будущему.
16. Дисциплинированность.
17. Коллективизм.
18. Целеустремленность.
19. Инициативность.
20. Активность.
21. Организованность.
22. Настойчивость.
2 3. Совестливость.
24. Стыдливость.
2 5. Честность.
26. Скромность.
27. Справедливость.
28. Принципиальность.
29. Вежливость.
3 0. Аккуратность.
31 .Общительность.
32.Воздержание от хулиганства.
33. Воз держание от алкоголя.
34.Воздержание от токсикомании.
35.Воздержание от курения.
36.Воздержание от лживости.
Индивидуальные итоги: сумма балов тридцати шести показателей делится на тридцать шесть.
ПЕРЕЧЕНЬ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ
УЧЕНИКА.
1. Приспособленческие мотивы с ярко выраженной негативной направленностью, противоречащие нормам нравственности: притворство, лицемерие, скрытность, ложь, боязнь, зависимость, выгода, вынужденное подчинение.
2. Честолюбивые мотивы с неустойчивой направленностью: негативное самоутверждение, самолюбие, эгоизм, тщеславие, заносчивость, пренебрежение, грубость, ухарство, строптивость, упрямство, азарт.
3. Мотивы, связанные с безразличием: беспечность, безынициативность, безволие, неуверенность.
4. Мотивы с положительной направленностью: позитивное самоутверждение, интерес, солидарность, дружба, товарищество, взаимопомощь, раскаяние, долг, гордость, скромность, пассивное осуждение норм нравственности.