Изучение и прогнозирование личности ученика

Поэтому необходимо более подробно остановиться на выявлении доминирую­щих мотивов деятельности учащихся, что позволяет разобраться в истинных причи­нах поведения ученика.

Как известно, одно и то же действие может вызываться различными, нередко противоречивыми мотивами.

Мотивов поведения бесчисленное мно­жество. Они могут проявляться в чувст­вах, желаниях, влечениях, интересах, склонностях и привычках, а также объяс­няться необходимостью выполнения того или иного действия по принуждению или по убеждению.

Мотивы поведения формируются в процессе активного включения каждого ученика в специально организованные педагогически целесообразные виды дея­тельности. Использование в педагогиче­ском процессе самовозникающих или специально организованных ситуаций необходимо для выявления внутренних противоречий и конфликтов учащихся, в разрешении которых ярко проявляются истинные мотивы их деятельности.

Учет поведения каждого ученика и мо­тивов его поступков (по учебным четвер­тям) позволяет воспитателю проследить весь ход изменений личности ученика в процессе воспитания, планировать и це­лесообразно направлять индивидуальную работу с ним. Данные такого учета пове­дения и мотивов поступков всех учащих­ся являются критерием для оценки вос­питательной работы с классом воспитате­ля и учителей.

Есть разные варианты анализа и оценки поступков (самооценка, оценка совета клас­са или воспитателя). В моём эксперимен­тальном классе это делалось на общем со­брании. Правда, такая процедура занимает много времени. Зато она демократична, так как и обсуждаемый, и осуждающие прини­мают в ней активное участие.

Анализ получаемых из карты личнос­ти материалов позволяет сделать некото­рые, пусть далеко не исчерпывающие, выводы относительно уровня нравствен­ного развития учащихся, без знания ко­торого дальнейшее воспитание невозмож­но. Без этого невозможно будет и форми­рование у них потребности в интеллекту­альных видах деятельности.

КАРТА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

1. Отношение к учебе.

2. Отношение к труду.

3. Отношение к самообслуживанию.

4. Отношение к правилам внутреннего распорядка.

5. Отношение к кружковой работе.

6. Отношение к старшим.

7. Отношение к сверстникам.

8. Отношение к младшим.

9. Отношение к родным.

10.Отношение к своим проступкам.

11 .Отношение к проступкам товарищей.

12.Отношение к имуществу школы.

13.Отношение к личному имуществу.

14.Отношение к самовоспитанию.

15.Отношение к своему будущему.

16. Дисциплинированность.

17. Коллективизм.

18. Целеустремленность.

19. Инициативность.

20. Активность.

21. Организованность.

22. Настойчивость.

2 3. Совестливость.

24. Стыдливость.

2 5. Честность.

26. Скромность.

27. Справедливость.

28. Принципиальность.

29. Вежливость.

3 0. Аккуратность.

31 .Общительность.

32.Воздержание от хулиганства.

33. Воз держание от алкоголя.

34.Воздержание от токсикомании.

35.Воздержание от курения.

36.Воздержание от лживости.

Индивидуальные итоги: сумма балов тридцати шести показателей делится на тридцать шесть.

ПЕРЕЧЕНЬ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ

УЧЕНИКА.

1. Приспособленческие мотивы с ярко выраженной негативной направленностью, противоречащие нормам нравственности: притворство, лицемерие, скрытность, ложь, боязнь, зависимость, выгода, вынужденное подчинение.

2. Честолюбивые мотивы с неустойчивой направленностью: негативное самоутверждение, самолюбие, эгоизм, тщеславие, заносчивость, пренебрежение, грубость, ухарство, строптивость, упрямство, азарт.

3. Мотивы, связанные с безразличием: беспечность, безынициативность, безволие, неуверенность.

4. Мотивы с положительной направленностью: позитивное самоутверждение, интерес, солидарность, дружба, товарищество, взаимопомощь, раскаяние, долг, гордость, скромность, пассивное осуждение норм нравственности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4