Изучение и прогнозирование личности ученика
Я же вела исследования с сентября месяца 2005 года по январь 2006, поэтому я предоставлю сведения только за 6 месяцев.
На каждого ученика достаточно одной страницы ученической тетради. Экономно и зримо.
Когда я начала проводить исследования в 5 «б» классе, ввиду необходимости быстрого ознакомления с классом были изучены только те отношения, без знания показателей которых невозможно правильно строить детский коллектив класса, направляя учебную, трудовую и другую деятельность класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Были выбраны как основные только 4 отношения, а именно: к учебе, к труду, к коллективу и общественным поручениям. При этом на наиболее трудных заполнялась более полная карта личности.
Что же показало первое заполнение карт личности? Что почти все учащиеся класса были слабовольными, неорганизованными и безответственными. У многих из них были ярко выражены следующие качества и черты: нежелание учиться, трудиться, безответственность, недобросовестность, недисциплинированность и, крайне отрицательное отношение к педагогам.
Важнейшие же качества личности (ответственность, самообладание, инициативность, настойчивость, дисциплинированность), без наличия которых, формирование всех прочих черт личности невозможно, находились также на неудовлетворительном уровне.
Отношение к |
Средний балл Сентябрь |
по классу Январь |
Рост показателей |
1) учебе |
2,1 |
2,6 |
0,7 |
2)труду |
2,3 |
3 |
0,7 |
3)коллективу |
2,5 |
3,2 |
0,7 |
4)общественным поручениям |
2,4 |
3.4 |
1 |
На приведенной таблице видно изменение отношений учащихся класса за полугодие по наиболее важным чертам личности. Возможно, покажется, если судить по цифрам (диапазон от 0,7 до 1,0), что рост показателей незначителен. Но здесь необходимо учесть то обстоятельство, что ребята стали гораздо самокритичнее, и данные цифры вполне объективно дают представление об уровне развития класса в целом.
Лучше всего получалось с изменением к общественным поручениям. Ребята стали более ответственными. А в отношении к другим показателям тоже произошли изменения в лучшую сторону. Заметно улучшилась трудоспособность в коллективе, укрепились межличностные отношения.
Таким образом, даже эта небольшая таблица дает воспитателю пищу для размышлений при планировании своей воспитательной работы в следующем учебном году.
Особое внимание надо обратить на мотивы. Взять, например, ученика Руденко А. В течение первого полугодия он взял на себя ответственность по организации дежурства в классе. Оценивает свое отношение к общественным поручениям на 5. а мотивирует такое отношение — наличием организаторских способностей. Это не случайность. Если обратиться к другим отношениям этого ученика, то увидим, что свое отношение к учебе оценивается на 3 (необходимость), коллективу — 4 (взаимопомощь, долг), старшим — 3 (неуверенность) и т. д. В результате итоговый (средний), балл составляет 3,4 балла. Это, на наш взгляд, доказывает, что карта личности дает объективное представление о личности. И так можно пройтись по каждому из 17 учеников класса.