Изучение и прогнозирование личности ученика
Приступая к своей работе в классе, воспитатель должен решить две основные задачи:
1.Ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого ответить на другой вопрос:
2. «Как надо осуществлять воспитание?»
Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо совершенно ясно знать объективные и субъективные условия становления личности учащихся.
Воспитание и обучение в школе, находящейся в данном местоположении, имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что приходиться иметь дело с детьми из семей, в большей части которых психолого-педагогическая культура родителей находиться на низком уровне. К тому же имеется большой процент неполных (имеются только мать или отец) и измененных (отец не является родным) семей.
Как правило, это неблагополучные семьи. На формирование личности ребенка влияние оказывают различные первичные коллективы, членом которых, он является. Естественно, что одним из таких коллективов является семья.
Пребывание в такой семье оказывает деформирующее влияние на личность ребенка, усугубляет крайне низкое материальное положение, особенно заметное при нынешнем расслоении общества. А деформированная личность и свою волю выражает деформировано. Дети из таких семей эмоциональны, повышенно возбудимы.
Отсюда вытекают многие сложности и проблемы, характерные только для учебно-воспитательного процесса в школах, содержащих данный социум.
О невнимании к воспитанию детей в этих семьях говорит хотя бы тот факт, что на классные родительские собрания приходит крайне мало родителей. Причём – одни и те же.
Анализ семей учащихся приводит к выводу, что большинство из них не может быть опорой в организации воспитательного процесса в классе.
Вызывает большую тревогу, что, например, в 5 «б» классе, в котором мною проводились данные исследования, каждый второй ученик состоит на учёте у невропатолога. Когда меня впервые познакомили с этим классом, выяснилось, что практически все дети в нём оказались в числе называемых трудновоспитуемых.
Поэтому проблема трудновоспитуемых является медико-педагогической.
Проблема трудноуправляемости практически здоровых детей в большей степени связана с вопросом профессиональной квалификации педагога и организацией учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому в таких случаях необходима перестройка учебно-воспитательного процесса, а через него деятельности учащихся.
Однако целостное впечатление о классе, его социально-психологической характеристике помогает получить составление «Карты личности» по методике известного отечественного психолога К.К.Платонова.
Карта личности — форма краткой фиксации сведений о личности, которая может составить развернутую психологическую характеристику каждого ученика.
Вместе с тем она — программа изучения личности, осуществляемой путем бесед, наблюдением.
Карта личности дает возможность сжато и обобщенно зафиксировать в динамике (в т. ч. с помощью условных обозначений) наиболее существенные черты данной конкретной личности, ее возможности.
Карта личности в какой-то степени помогает осуществлять завет Ушинского.
В предисловии к своему труду «Человек как предмет воспитания» он указывает: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Карта личности составляется в виде табеля: по вертикали в первой графе перечисляются основные виды отношений воспитанника к окружающей действительности и ведущие черты его личности, а в последующих графах проставляются оценки поведения и отмечаются его доминирующие мотивы.
Оценки обозначаются баллами по 5-балльной системе, а мотивы — цифрами, соответствующие определенному мотиву в их перечне. Записывается это в виде дроби, где числитель - оценка, знаменатель - мотив. Диагностика проводится по окончании каждого месяца на протяжении всего учебного года, т. е. 9 раз. В конце года можно построить график развития личности ребенка по каждому отношению (всего 35 отношений).