Образование и ценности
Пример № 2: социологическое исследование «Ценностные предпочтения молодежи».
Ценностные предпочтения фиксируют акт избирательного отношения к окружающей действительности и связаны с ее спецификой.
Данное исследование проводилось на территории России в 2007 году. Молодым людям было предложено 8 смысловых блоков-кластеров: - семья- власть- труд- патриотизм- справедливость- дело- эффективность- мораль.
Результаты показывают, что произошли изменения в ценностных предпочтениях молодежи: растет значение индивидуальных ориентаций (для одних – это отдых и развлечения, для вторых – красивая и комфортная жизнь, для третьих – собственное благополучие и карьера, для четвертых – благополучие семьи, здоровье, хорошая (оплачиваемая) работа. Так же отмечается рост идеологичности и мировоззрения плюрализма, многовариантности, мозаичности и фрагментарности мировоззрения. Усиливаются позиции тех, для кого важными становятся ценности собственности и имущественного положения, реализуемые сквозь призму утилитаризма, индивидуальных предпочтений и устремлений. В ценностном сознании молодежи можно выделить следующие характеристики: амбивалентность, сочетание противоположных оценок; нестабильность, изменчивость; эклектичность, сочетание элементов различных ценностей; отсутствие выраженного интереса к политическим и властным отношениям, стойкая политическая индифферентность; снижение идеалов, доминирование прагматических установок; ориентация на гедонические ценности, получение наслаждений (кайфа); преобладание инструментальных ценностей над терминальными (по Рокичу).