Образование и ценности
Важно, что ценностное поле школы могут составлять ценности декларируемые и ценности, реально воплощаемые в деятельности и общении взрослыми и детьми. Они могут совпадать, могут быть близки, а могут находиться в значительном разрыве и даже конфликте.
Школа со своими традициями
«разумного, доброго, вечного» сегодня многих раздражает. В основе воспитания всегда лежал процесс ориентации на нравственные ценности общества. В последнее же время произошел рост резкого социального расслоения общества, небывалой разнородности нашего общества, когда преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, стали преобладать эгоистические тенденции.
В качестве иллюстрации этих процессов в обществе можно привести результаты социологических исследований.
Пример № 1: исследование жизненных ориентаций выпускников средних школ г. Архангельска. В течение 10 лет (1985 - 2005 гг.) педагоги проводили мониторинг жизненных ориентаций выпускников школ. Результаты исследования (таблица 2) подтверждают, что в жизненных (читай «ценностных») ориентациях молодых людей за этот период произошли качественные изменения: переосмысление ценностей, снижение рейтинга «позитивных базовых ценностей»:
Таблица 2
Рейтинг 2005 г. |
Наименование ценностей |
Рейтинг 1985 г. |
1 |
Иметь цель в жизни |
1 |
2 |
Образование |
6 |
3 |
Трудолюбие и добросовестность |
2 |
4 |
Быть находчивым, целеустремленным, инициативным |
5 |
5 |
Способности и талант |
8 |
6 |
Здоровье |
7 |
7 |
Отзывчивость и чуткость к людям |
3 |
8 |
Честность и принципиальность |
4 |
9 |
Внешность, приятные манеры |
10 |
10 |
Связь с «нужными людьми» |
12-13 |
11 |
Умение приспособиться |
12-13 |
12 |
Активное участие в общественных делах |
9 |
13 |
Удача, везение, случай |
14 |
14 |
Помощь родителей, родственников |
11 |
15 |
Заботиться прежде всего о себе |
15 |
Примечание: только 47-49% выпускников школ г. Архангельска ответили, что уверены в завтрашнем дне.