Образование и ценности

Важно, что ценностное поле школы могут составлять ценности декларируемые и ценности, реально воплощаемые в деятельности и общении взрослыми и детьми. Они могут совпадать, могут быть близки, а могут находиться в значительном разрыве и даже конфликте.

Школа со своими традициями

«разумного, доброго, вечного» сегодня многих раздражает. В основе воспитания всегда лежал процесс ориентации на нравственные ценности общества. В последнее же время произошел рост резкого социального расслоения общества, небывалой разнородности нашего общества, когда преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, стали преобладать эгоистические тенденции.

В качестве иллюстрации этих процессов в обществе можно привести результаты социологических исследований.

Пример № 1: исследование жизненных ориентаций выпускников средних школ г. Архангельска. В течение 10 лет (1985 - 2005 гг.) педагоги проводили мониторинг жизненных ориентаций выпускников школ. Результаты исследования (таблица 2) подтверждают, что в жизненных (читай «ценностных») ориентациях молодых людей за этот период произошли качественные изменения: переосмысление ценностей, снижение рейтинга «позитивных базовых ценностей»:

Таблица 2

Рейтинг 2005 г.

Наименование ценностей

Рейтинг 1985 г.

1

Иметь цель в жизни

1

2

Образование

6

3

Трудолюбие и добросовестность

2

4

Быть находчивым, целеустремленным, инициативным

5

5

Способности и талант

8

6

Здоровье

7

7

Отзывчивость и чуткость к людям

3

8

Честность и принципиальность

4

9

Внешность, приятные манеры

10

10

Связь с «нужными людьми»

12-13

11

Умение приспособиться

12-13

12

Активное участие в общественных делах

9

13

Удача, везение, случай

14

14

Помощь родителей, родственников

11

15

Заботиться прежде всего о себе

15

Примечание: только 47-49% выпускников школ г. Архангельска ответили, что уверены в завтрашнем дне.

Перейти на страницу: 1 2 3