Образование и ценности
Что такое ценности?
Существует два основных понятия:
1) все то, что имеет значимый характер – все результаты и продукты духовной деятельности;
2) духовные образования – идеология, цели, представления о должном, прекрасном
и истинном.
В современной культуре также существует понятие приоритетных, общечеловеческих, высших ценностей – это правда, красота, цель, гармония, активность, уникальность, совершенство, нужность и необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, богатство, спокойствие, свобода, игра, самодостаточность.
Структуру ценностей можно представить в следующем виде:
Таблица 1
Ценность |
Идеал |
Совершенный образ, определяющий деятельность человека |
Норма |
Внутреннее принимаемое обязательство | |
Принцип |
Руководящая идея, основное правило деятельности | |
Цель |
Предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий направление действий человека | |
Отношение |
Оценивание явления в в системе | |
Значение |
Определение смысла, благодаря которому происходит оценивание |
Ценности имеют две формы существования:
1) как идеал, культурно-одобряемый образец, т.е. человек ценности знает и принимает;
2) как «ценностные ориентации» - часть субъективного мира человека, его личное достояние, т.е. ценность прожитая человеком, присвоенная в результате личного опыта, драматических переживаний, значимых отношений.
Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:
1. Предъявление ценностей человеку.
2. Осознание личностью ценности.
3. Принятие ценности.
4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении.
5. Закрепление в статусе качества личности.
6. Актуализация в ценностных ситуациях.
Процесс формирования ценностей – внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления человека, путь его личностного самоопределения.
Образование ценностно по самой природе.
Взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируют им определенные ценности. Более того, конкретное содержание общения с ними (предметное, ситуативное) уходит, а ценности – остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров воспитанников.
В контексте деятельности школьной психологической службы «ценности» - это система устремлений личности, высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми; внутренний источник поведения человека, основание его выборов.
Другое понятие, которое активно используется педагогами - «ценностное поле» - это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса. Ценностное поле (ценностный контекст образовательной среды школы) формируется за счет нескольких источников:
1) проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений);
2) личные ценности участников образовательного процесса;
3) ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса.