Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии
Раскрытие достижений местных колхозов и совхозов в осуществлении грандиозных задач развития сельского хозяйства позволяет установить зависимость их решения от успешного использования биологических знаний в практической деятельности, от идейно-политической грамотности людей, их готовности выполнять поставленные задачи. Необходимо сделать акцент на ответственном отношении каждого к труду, на значении трудовой дисциплины в осуществлении намеченных планов. Учитель убеждает школьников в необходимости внести свой вклад в общее дело — работать в летний период в местных колхозах и совхозах, лагерях труда и отдыха и т. д.
Содержание заключительной темы дает возможность привлечь внимание учащихся к вопросам экономики, подчеркнуть огромное значение биологических знаний для развития народного хозяйства, для совершенствования экономики производства. В связи с рассмотрением вопросов повышения урожайности растений, орошения и осушения земель, применения минеральных удобрений учитель останавливается на затратах государства на эти мероприятия, экономном и более эффективном использовании воды для орошения, научно обоснованном применении минеральных удобрений с учетом биологических особенностей культурных растений, необходимости правильного хранения урожая, недопустимости потерь при уборке и др.
Развитие у школьников чувства прекрасного, формирование ответственного отношения к природе особенно успешно осуществляются на весенней экскурсии в природу. Учащиеся проводят наблюдения и убеждаются во взаимосвязи растений со средой, раскрывают причинную обусловленность весенних изменений у растений, выявляют особенности строения раннецветущих растений, их приспособления к условиям обитания, к опылению ветром и насекомыми. На весенней экскурсии выясняется степень овладения учащимися нормами и правилами поведения в природе. Учитель внимательно следит, как школьники, выполняя задания, ведут себя в природе. Всякие случаи нарушения (обламывание веток, передвижение не по тропинкам, затаптывание всходов и др.) сразу же обсуждаются и получают оценку коллектива.
На экскурсии обращается внимание школьников на бережное отношение к растениям в период их роста и развития, когда они особенно ранимы, на охрану раннецветущих растений. С этой целью в задания для экскурсии включаются следующие вопросы: как следует вести себя в природе, чтобы не вредить ей? Собираете ли вы букеты дикорастущих растений и как относитесь к людям, которые это делают? Почему нельзя ломать и ранить растения? Как вы относитесь к таким запретам: «Не ломай деревья»; «Не рви растения», «Не вытаптывай почву на лугах, в лесу»?
Обсуждение этих вопросов укрепляет убежденность учащихся в необходимости заботливого отношения к природе, не нарушать связей, которые сложились между растениями и средой в процессе исторического развития, не повреждать растения, не вытаптывать всходы деревьев и кустарников и т. д.