Возрождение духовных традиций гуманной педагогики

Духовность как вершина педагогической реальности позволяет наполнить особым светом образовательный процесс, вносит гармонию мыслей и созвучий во все педагогические измерения, органично соединяя в себе светское и религиозное начала.

Воспитание бережного, почтительного отношения к высшим ценностям прошлого показывает, что педагогика религиозная и педагогика светская, имея различия на уровне целей и задач, наследуют и глубокое внутреннее сходство: и та, и другая направлены на внутреннее совершенствование личности.

Объединение сознания и подсознания через духовность позволяет личности достичь необычайной силы вдохновения, подняться на вершину творчества. При этом чувственные переживания высокого духовного порядка гуманизируют самые различные виды общественных отношений.

Вырастая из глубокой духовной близости, такие отношения ведут к новому пониманию ценности знания, к новому ощущению педагогической реальности. Согласно христианскому учению, зерно духовности изначально дано человеку Богом, а его взращение и возвышение зависит от самого человека.

Наследуя идеи гуманной педагогики, Ш.А. Амонашвили раскрывает уникальные возможности развития личности как ученика, так и учителя, открывает свой путь к высокой духовности.

Он предлагает философско-педагогическое понимание целостности природы ребенка. Педагог деликатен в своих высказываниях и в силу этого основу гуманно-личностной педагогики выстраивает на допущениях, фундаментальных аксиоматических началах, составляющих Истину мировой классики. Суть их складывается из трех следующих положений:

признается реальность, действительность Высшего мира, Высшей силы, Логоса, Бога, Абсолюта, Творца;

признается бессмертие души человека, ее устремленность к вечному совершенствованию и восхождению;

земная жизнь принимается как отрезок пути вечного совершенствования и восхождения.

Из этих допущений вытекает:

каждый ребенок (человек) есть явление в нашей земной жизни;

каждый ребенок есть носитель своего предназначения на Земле, своей миссии;

в каждом ребенке заключена неограниченная энергия его духа.

Эти идеи Ш.А. Амонашвили раскрывает в трактате "Школа Жизни" [9, с.12], где, сочетая теорию и практику, он обосновывает классическую формулу, гласящую, что ребенок не готовится к жизни, он уже живет, и раскрывает секреты - как воспитывать в нем жизнь с помощью самой жизни.

Гуманное педагогическое мышление позволяет по-своему расставить приоритеты, подчеркивая, прежде всего, не ценность знания, а ценность человека, для которого эти знания есть уникальная возможность собственного развития, становления.

Сегодня изменилась роль учителя. От него ждут не информации, а живого слова, свежей мысли, оригинального прочтения текста. Информационный поток настолько обширен и разнороден, что именно учитель призван помочь ученику отличить истинное знание от ложного, нравственное от безнравственного, устаревшее от перспективного и т.д. Самое высокое предназначение, даруемое учителю и ученику гуманной педагогикой, - это возможность свободного творчества.

Именно развитие творческого потенциала личности в благотворной воспитательной среде на основе сотрудничества, перерастающего в духовную общность ученика и учителя, стимулирует интерес, поиск, творчество. Дух и духовность являются синонимами самосовершенствования, а красота души российского учителя - это уникальное достояние нации.

Стремление сохранять и приумножать ценности образования свидетельствует о том, что Россия возвращается на путь своего духовного возрождения, где мера человечности каждого отдельного человека определяется богатством его духовного мира, его способностью к состраданию, доброте, созиданию, милосердию.

Н.Д. Никандров отмечает, что воспитание ценностей - это не столько педагогическая проблема, сколько проблема развития всего общества: "Ценности цивилизации не ломаются как палка о колено и не создаются по заказу.

Книги исторических религий человечества, так или иначе, аккумулировали житейскую мудрость народов, являясь в этом смысле "энциклопедиями общечеловеческих ценностей"" [10, с. 19].

Воспитание - слово русское, высокое, благородное, чистое слово. Оно аккумулирует в себе многое из того, что входит в сферу духовного.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5