Возрождение духовных традиций гуманной педагогики
Особое место в ряду размышлений педагога занимает "Молитва воспитателя", раскрывающая сокровенный смысл процесса воспитания как некоего особого таинства. Януш Корчак, так пламенно поведавший миру о том, "как любить ребенка", величайший из педагогов-гуманистов, завещал потомкам такую силу Духа, силу Любви, которая сконцентрировала в себе высший смысл и великую духовность педагогики.
Эту духовную силу мы находим в педагогике А.С. Макаренко. Пройдя сквозь череду испытаний, в 1935 г. в письме к Горькому педагог с горечью признавался в том, что люди стали "деловые и суровые", что "умеют возиться только с материей, что явления в собственных душах для них стали непосильными" [4].
Тревожные нотки в размышлениях о состоянии духовности в обществе звучат у В.А. Сухомлинского, который также обеспокоен "жутким тяготением к жестокости, одеревенением, окаменением юных душ в результате того, что человек в юные годы теряет веру. Становится неверующим ни во что - это же страшно. Не верит в добро. Не верит в святыни, не верит в человека, не верит сам в себя", - сетует он в письме к писателю А.И. Шарову [Цит. по: 5, с.77].
Забота о душе и духовности побуждает В.А. Сухомлинского, нарушив запреты и ограничения, выразить сокровенное: "Возлюби ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям, и только тогда ты сможешь именоваться Учителем" [6, с.42]. В каких потаенных уголках души жило это слово, которое, вырвавшись наружу, разбудило, заставило дремлющее учительство поверить в то высокое, чистое и светлое, что несет в себе гуманная педагогика?"Возлюби ребенка!" - для многих это прозвучало как долгожданная заповедь, как живое слово, адресованное учителю, каждому, кому доверена судьба детей.
Аксиологической основой христианского учения принято считать Слово Господне: "Заповедь новую даю вамъ, да любите другь друга" (Ин.13: 34). В этих словах усматривается обобщение всего учения Христа, его главный смысл и высшая педагогическая мудрость - умение любить. Многие поколения задавали себе вопрос: в чем же новизна христовой заповеди?
И каждое время находило для себя свой ответ, свое понимание и толкование. Св. Иоанн Златоуст писал: "Христос сделал заповедь новую по образу любви, указывая при этом, что заповедь Господа о любви нова по силе и степени предписываемой ею любви".
Александр Мень считал, что только близорукие люди могут воображать, что христианство уже было, что оно состоялось. "Оно сделало лишь первые, я бы сказал, робкие шаги в истории человеческого рода. Многие слова Христа нам до сих пор непостижимы, потому что мы еще неандертальцы духа и нравственности, потому что евангельская стрела нацелена в вечность, потому что история Христианства только начинается" [7, с.413].
Согласно учению Христа, в Слове сокрыта сила Божественной благодати, ибо в нем действующей силой является любовь. Слово есть орудие ее, от нее оно зарождается, ею оно проникается и одушевляется. Венец слова Божия - Евангелие, и оно есть воплощение любви.
Евангелие есть самое возвышенное учение о человеке, оно несет в себе исключительно высокую мораль. Как произведение подлинного высочайшего гуманизма, оно содержит в себе призыв к свету, к любви, к справедливости и к духовному совершенству: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15, 12-13). Это подлинные слова Христа, которые являются основой христианской морали и добрых отношений между людьми. Мы еще только прикасаемся к смыслу, ощущению, внутреннему пониманию и осознанию Слова.
Познание христианского учения позволяет определить новое соотношение философии, социологии, педагогики, психологии, осознать, что философия выполняет по отношению к педагогике важную функцию объединения ее понятий и категорий на единой фундаментальной основе. Даже в трудных условиях идеологического давления выдающиеся педагоги стремились сохранить духовность педагогики.
"Пусть философия определяет направления поиска дидактических средств включения личности в ауру духовности, - писал И.Я. Лернер. - Философской проблемой дидактики являются соотношение и взаимосвязь рационального и иррационального, разума и веры, науки и религии или любой другой мифологии в социальной культуре. Современная дидактика без учета этой проблемы во многом бессильна" [8, с.18].