Особенности развития воображения подростков
Физиологически процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.
Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своём основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.
По признаку активности различают пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения имеется отрыв (полный или почти полный) от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни, намечаются программы поведения, которые не осуществляются и не могут быть воплощены. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то приятном, радостном. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это свидетельствует о пассивности личности. Создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые всю жизнь занимаются бесплодными мечтаниями. Это типичная форма пассивного воображения, преднамеренно вызываемого.
Следует, однако, помнить, что пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.
Активное воображение - это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Так, например, приступая к изготовлению книжного стеллажа, мы формируем образ его, продумываем, из каких материалов он может быть изготовлен, как их можно обрабатывать, как осуществлять сборку.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Так, воссоздающее воображение помогает рабочему выполнить трудовые операции согласно чертежу или схеме. Наладчик станков, выслушав жалобу на неисправность машин, представляет те узлы механизма, где возможно найти повреждение, и на основании этого строит план устранения неисправности.
Очень важно для создания правильных представлений о новом описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие это новое. Мысленное представление нового дополнительно стимулируется тогда, когда ставится практическая задача изобразить это новое в предметном виде - сделать или нарисовать предмет. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема и т.п.). Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Оно связано с творческой деятельностью человека. Без творческого воображения невозможна деятельность изобретателя, конструктора. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов.
Обучение умению сознательно использовать вышеназванные методы творческого построения образов является одним из важных условий развития творческой деятельности и потребности в творчестве у учащихся.