Особенности развития воображения подростков
Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в
самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображение целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально. В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Таким образом, воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображение состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно.
В психологии различают произвольное
и непроизвольное
воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Иногда выделяют также воссоздающее
и творческое
воображение. Образы "воссоздающего" воображения целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений
, учитывая то, что творческий характер присущ воображению как таковому.
Особую форму воображения образует мечта.
Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется, прежде всего, средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.
Воображение школьника развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй (Дж. Родари, 1990), в рисовании и других видах творчества. Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С. Выготский, "чем богаче опыт Человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта" (Л.С. Выготский, 1991, с.10).
Отсюда следует важный педагогический вывод: для того, чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества подростков на уроках информатики, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. "Чем больше ученик видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения".
Практика показывает, что приемы диагностики уровня развития воображения школьников (игра, рисунок и др.) одновременно выступают и материалом для его развития, поскольку нет однозначных возрастных нормативов и критериев оценки того продукта, который получается в результате творческой деятельности ребенка.
Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.
Воображение (или фантазия) - это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это означает, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Подобно мышлению, воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели (как это имеет место в случае творческой деятельности) либо чувств, переживаний, которые владеют ученик в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, где требуется опережающее практические действия отражение, что характерно и для мышления. Но между опережающим отражением в мышлении и в воображении имеется существенное различие. В процессе мышления опережающее отражение осуществляется при оперировании понятиями, и результат имеет форму суждения, а в процессе воображения опережающее отражение происходит в конкретно-образной форме как результат оперирования образами.