Особенности развития воображения подростков
Интересующая школьника информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда ему приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого существуют такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.
Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира.
Воображение школьника можно определить, как способность волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии.
Воображение на уроках информатики всегда имеет форму образа, а память может быть не только образной, но и логической (память на мысли), эмоциональной (память на ощущения и чувства).
С помощью своего воображения ученик творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению он имеет возможность как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать.
Ученик запоминает, воспроизводит и использует на уроках информатики те знания, которые повторяются, и которые иначе каждый раз пришлось бы находить заново. В познании учеником окружающего мира воображение и память взаимодействуют друг с другом, причем их взаимодействие осуществляется одновременно по нескольким линиям:
1. Обмена содержанием образов: материал для воображения частично поставляется памятью, а память использует образы воображения.
2. Взаимной стимуляции: воображение непосредственно участвует в процессах памяти, способствуя ее улучшению; память, включаясь в
воображение, делает его более продуктивным и творческим.
3. Совместного влияния на другие психологические процессы память и
воображение у человека составляют, например, основу одного из важнейших видов мышления - образного.
Воображение подростка - это способ овладения им сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает историческое создание форм культуры.
Воображение, оно же творчество в психологии понимается как деятельность, результатом которой является создание субъективного или объективно новых материальных и духовных ценностей (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Воображение наряду с восприятием, памятью, вниманием рассматривается в качестве отдельного психического процесса. В последнее время все большее распространение получает понимание воображение как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. Воображение подростков детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий. Это находит свое проявление в феноменах "эмоционального предвосхищения" (А.В. Запорожец), "продуктивного восприятия" (В.П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н.А. Бернштейн) и т.д.
Воображение - это образное конструирование
содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется воображением в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность ученик может только посредством мышления.