Методические основы урока
· повествование – это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
· описание – вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
· рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
· проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;
· беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.
Типы беседы:
o катехизическая – предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность;
o эвристическая – предполагает продуктивную, творческую деятельность. Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения.
Ее основные признаки:
ü учащиеся осознают цель беседы;
ü в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение;
ü в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы;
ü после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.
Наблюдение – это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты – это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.
Практические методы учения – это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения – это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования (2, с. 26).