Методические основы урока
Требования к построению урока:
1. Соответствие урока программе.
2. Структура урока и целесообразность этапов, соответствие их по времени.
3. Идейность и научность.
4. Эстетичное воспитание, эмоциональные стороны урока.
5. Преподнесение нового материала.
6. Соблюдение принципа развивающего обучения.
7. Связь с жизнью.
8. Наглядность обучения.
9. Работа с книгой.
10. Зарождение новых понятий, радость познания.
11. Организация тренировочных упражнений.
12. Самостоятельность в работе учащихся.
13. Активность и инициатива учащихся.
14. Охват учащихся разнообразными формами работы.
15. Охват устной и речевой практикой.
16. Индивидуальный подход, внимание способным, работа со слабыми.
17. Организация проверки знаний учащихся.
18. Состояние глубины и прочности знаний учащихся.
19. Соответствие оценок и аннотации к ним.
20. Организация домашнего задания.
21. Темп хода урока.
22. Педагогический такт учителя.
23. Речь учителя, его субъективные достоинства.
24. Работа над произношением.
25. Словарно-фразеологическая и стилистическая работа.
26. Развитие связной речи, практическая направленность.
27. Техника чтения.
28. Культура речи и письма.
29. Система письменных работ.
Этапы урока:
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.
5. Этап усвоения новых знаний.
6. Этап проверки понимания учениками нового материала.
7. Этап закрепления нового материала.
8. Этап информации о домашнем задании.
Методические рекомендации для учителей:
1. Методы обучения
Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
2. Приём
Это деталь метода, отдельные операции (практические и мыслительные) моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.
3. Система методов
Это не простой набор методов и приёмов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные реальностью конкретных методов (приёмов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приёмами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.
4. Сущность метода.
Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
5. Классификационные признаки группировки методов.
а) источники знаний;
б) характер познавательной деятельности ученика;
в) руководящая роль учителя;
г) степень активности ученика;
д) возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;
е) условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
6. Методы как способы учебной работы.
а) догматический – приобретение знаний в готовом виде;
б) эвристический – усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);
в) исследовательский – добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных прогнозирование результатов работы.
Характеристика отдельных групп методов
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу (2, с. 19).