Болонский процесс, как этап и средство формирования стандартов высшего и среднего образования
4. Независимость учебных заведений в принятии решений: это позволяет шведским университетам быстро приспосабливаться к веяниям времени, разрабатывать и внедрять новые учебные программы, наиболее соответствующие требованиям рынка. В результате, в Швеции существуют современные учебные программы на любой вкус, что позволяет студентам стать высококвалифицированными специалистами после окончания обучения.
5. Значительные возможности для проведения научных исследований: основная научная база сосредоточена в университетах, что определяет тесную связь между результатами исследований и учебными программами.
6. Английский язык – второй национальный: подавляющее большинство сотрудников шведских компаний используют английский язык в качестве рабочего.
Высшее образование в Швеции представлено образовательными учреждениями университетского и неуниверситетского уровня. К первым относятся собственно университеты и университетские колледжи. Ко второй группе относятся многочисленные высшие школы и колледжи, осуществляющие в течение 1-3 лет подготовку узкоспециализированных специалистов среднего звена. Между университетами и университетскими колледжами существует только одно различие: большинство последних, в отличие от университетов, не предоставляют возможность получения степени доктора (PhDs) и Licentiate. Некоторые колледжи присваивают эти степени только по определенным дисциплинам. Что касается остальных степеней, между этими вузами нет никаких различий[24].
В Швеции высшее образование трехступенчатое: после двух лет обучения выдается диплом об окончании вуза, после трех – присваивается степень бакалавра, после четырех – степень магистра (на фармацевтическом и юридическом факультетах срок получения степени увеличивается на год, а на медицинском 2-2,5 года). Большинство иностранных студентов приезжают в Швецию по программам обмена на стажировку. Многие едут сюда изучать шведский язык. Обучение языку может длиться от 2 месяцев (летние курсы) до 5 лет.
Шведская система высшего образования предлагает учебные программы, после освоения которых, студент получает одну из следующих степеней:
Hogskoleexamen – университетский диплом, выдается при наличие 80 балов после двух лет обучения;
Kandidatexamen – степень бакалавра, может быть присуждена после получения по крайней мере 120 баллов. Шестьдесят из этих баллов необходимо набрать по профильной специальности и 10 – за индивидуальную деятельность; диплом выдается после трех лет обучения;
Magisterexamen – степень магистра. Существует две степени магистра:
A magisterexamen med amnesbredd, присваиваемая студентам, которые продолжили обучение по специальности, отличной от полученной ранее;
A magisterexamen med amnesdjup, присваиваемая студентам, продолжившим обучение по той же специальности, по которй учились ранее.
Yrkesexamina – профессиональная степень. В Швеции существует 50 профессиональных степеней. Некоторые из них дают право на работу по специальностям, требующим наличия соответствующей регистрации и специального разрешения. К ним относятся юриспруденция, социальная работа, искусство, медицина, инженерия, преподавательская работа, сельское хозяйство, ветеринария и пр.