Болонский процесс, как этап и средство формирования стандартов высшего и среднего образования
Таким образом, процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а скорее взаимно дополняют друг друга, определяя развитие образования и внося вклад в достижение высоких стандартов. Выше уже говорилось о том, что любые глобальные проблемы современного состояния общества связаны с нравственно-духовным, мировоззренческим потенциалом человека и социума, и без коренных изменений в сфере образования решить эти проблемы не удастся. Такая возможность может иметь место лишь на пути интеграции различных систем образования, конечно, при сохранении основных национальных особенностей.
Следует выделить основные тенденции развития образования в современном мире[19]:
1. смена парадигмы «образование-обучение» парадигмой «образование-становление»,
2. превращение знаний в основной общественный капитал,
3. развитие концепции непрерывного образования,
4. постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами – индивидуализация обучения,
5. диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания.
6. активизации процесса использования Интернет -технологий и других новых технологий в современном школьном образовании,
7. интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации
8. развитие дистанционного обучения.
Одним из основных представителей Болонского соглашения является Швеция - безопасная и современная страна в Северной Европе, завоевавшая отличную репутацию как новатор и обладатель огромного творческого потенциала. В Швеции более 40 высших учебных заведений - многопрофильных университетов, институтов и колледжей. Все университеты действуют на основе единой правовой базы, но самостоятельно выбирают содержание и направление обучения и исследовательской деятельности. Качество и стандарты высшего образования контролирует Государственное агентство высшего образования.
ВУЗы Швеции предлагают иностранным студентам программы обучения на английском языке, а также отправляют своих студентов и преподавателей на стажировку за границу. Знание английского языка в Швеции является скорее правилом, чем исключением. Этот момент в обучении позволяет далее быть востребованным рабочим в разных странах.
Современная шведская система общего образования предусматривает единое обязательное образование, которое дети начинают с 7 лет. Более 95 % продолжают свое образование в гимназии, где можно выбрать теоретическое или профессионально-практические линии обучения. В Швеции более 30 высших учебных заведений, из которых около 1/3 — университеты[20]. Старейший университет Швеции — Уппсальский университет, основан в 1477 году. Швеция – одна из стран мира, в которой учится большая доля иностранных студентов. По данным ОЭСР в Швеции 7,5 % студентов – иностранцы, причем данная цифра резко возросла за прошедшие годы. На сегодняшний день здесь также обучаются аспиранты из 80 стран мира. Обучение в Швеции бесплатное, причем это за небольшим исключением касается и иностранных учащихся. На образование в Швеции выделяется 4,9 % ВВП – один из высочайших показателей среди стран ОЭСР[21].