Генезис тестирования в истории отечественного образования
Генезис тестирования в истории отечественного образования, таким образом, все более обретает характер сформировавшегося явления в рамках современного социума. Внедрение тестов в образование вызвано рядом внешних и внутренних факторов. Стремление обеспечить конвертируемость диплома российских вузов требует сближения образовательных стандартов разных стран. Налицо и потребность в рационализации распределения учебного времени между обучением и контролем полученных знаний.
В последние 10 лет стало обретать реальные очертания важной государственной задачи педагогическое тестирование. С 1995 г. проводится опережающее аттестационное и абитуриентское тестирование через созданный для этой цели Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, а с 2001 г. проводится единый государственный экзамен (ЕГЭ). У российских тестологов появилось три специализированных журнала, увеличился выпуск научной и методической литературы, ведется подготовка тестологов по программе дополнительного образования. Вместе с тем, существует противоречие между потребностью образовательных учреждений в преподавателях, владеющих основами педагогического тестирования, и отсутствием в учебных планах вузов соответствующих дисциплин, учебников и системы государственной переподготовки и подготовки кадров.
Внедрение ЕГЭ выявило и ряд других противоречий и проблем, напрямую связанных с генезисом тестирования. ЕГЭ по замыслу работников министерства образования призвано было решить, как минимум, три важных государственных задачи: 1) дать объективную информацию об уровне подготовки выпускников; 2) преодолеть коррупцию в высшей школе; 3) создать единую систему аттестации выпускников школ и абитуриентов и обеспечить равное право на доступность образования выпускникам городских и сельских школ. Сегодня можно с полным основанием говорить о необходимости существенной трансформации первоначального замысла авторов ЕГЭ.
Полемика вокруг ЕГЭ заставила властные структуры отказаться от предложенной схемы финансирования вузов через ГИФО. Требуются корректировки и в организации тестирования выпускников. В ряде регионов выявлены факты подтасовки результатов ЕГЭ. Не технологичен двухуровневый процесс оценивания результатов ЕГЭ в центре и на местах. Вызывает сомнение и возможность полной объективности диагностики знаний на основе лишь единственного тестирования.
Очевидно, что трансформация ЕГЭ должна идти как по линии достижения максимальной технологичности, так и по линии привлечения к организации выпускных экзаменов общественности и профессионалов. Опыт стран с развитой тестовой культурой свидетельствует, что там в организации Национального тестирования ведущую роль играют не госчиновники, а общественность, что исключает коррупцию в принципе. Именно в сотрудничестве обучающихся, их родителей, преподавательского корпуса, заинтересованных граждан, общества и государства в целом можно достичь максимального успеха по внедрению тестирования в общероссийском масштабе. Большие возможности для преодоления подтасовок результатов ЕГЭ дает применение компьютерного тестирования. Уже в течение нескольких лет Центр тестирования применяет компьютерную программу, позволяющую абитуриенту мгновенно получить результат выполнения теста по конкретному учебному предмету.
Внедрение тестовых технологий в образовательное пространство России является, с одной стороны, закономерностью генезиса тестирования, а с другой – насущной потребностью рациональной организации образовательного процесса. В современных условиях объем знаний по многим наукам удваивается в течение 5-10 лет. Соответственно все возрастающую роль играет самообразование. И здесь дополнительную существенную помощь в систематизации знаний учащимся могут оказать пособия с обучающими тестами. В этих пособиях учебные знания позиционируются в формализованном и упорядоченном варианте, полностью соответствующем учебнику. Обучающие тесты могут служить и для организации самоконтроля знаний.
Поставленные в жесткие рамки ЕГЭ учителя нашли отличный от зарубежного путь эффективной подготовки обучающихся к экзамену тестированием. Максимально возможное переложение учебного материала в тестовую форму создает условия для формирования «тестовой искушенности» обучающихся, и более полного освоения и усвоения знаний по предметам образовательного курса.
Именно отсутствие традиции помогло автору подойти к идее создания обучающих тестов методом сплошного тестирования, когда в тестовую форму перелагается весь учебный материал, который формализуется таким образом. В таком позиционировании пособия к учебнику могут претендовать на вариант новой формы распространения учебных знаний.