Интеллектуальные технологии на уроках биологии
На уроке приветствует атмосфера доверия и сотрудничества, учащиеся выражают не только свои мысли, но и учатся слушать других, обмениваться знаниями и умениями. В рамках общения каждый учащийся может не только усовершенствовать уже существующие у него способности своего интеллекта и способ восприятия и усвоения новой информации, но и развить новые умения и навыки. Интерактивные методики (или методы групповой работы) - дебаты, «круги», дискуссии, «мозговой штурм», «аквариумы», ролевые игры и т. д. лучше используются при проведении интерактивных уроков - тренингов, биологических викторин и т. д.
Проведение разнообразных уроков с использованием практической части обеспечивает целостность представлений школьников о мире, объединяет продуктивную и репродуктивную учебную деятельность учеников[26].
Прежде всего, надо обратить внимание на состояние реальных учебных возможностей учеников. Каков уровень основных учебных умений? Как построить бюджет времени? В какой мере используется деловое общение учеников - взаимоконтроль, взаимопомощь и т.д.?
Иногда материал учебников перегружен второстепенной информацией. Надо выделить главное, надо выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и последующим; если материал громоздкий, имеет смысл построить структурно-логическую схему.
Новые приёмы работы (или перенос старых приемов работы в новые условия) зачастую требует изменения формы подачи учебного материала, разработки средств обучения (например, использование информационно-коммуникативных технологий).
Формы обучения
Форма обучения – это способ его, организации, учитывающий количество обучаемых в классе. Различные формы подразделяются на три группы: индивидуальные, фронтальные и коллективные.
Обучение ведется в индивидуальной форме, если осуществляется не прекращающее взаимодействие учителя с учеником. Например, во время дополнительных занятий или опросе ученика у доски.
При этом удается наиболее полно реализовать индивидуальные особенности учащегося, учесть его личностные качества. Но есть и недостатки данной формы обучения: при ней каждый ученик сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного (часто более продуктивного) труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает её от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано.
При фронтальном обучении осуществляются связи учителя со всей группой учащихся. Учитель постоянно и одинаково воздействует на всех учеников.
Ответную реакцию (хотя бы исходящую от одного ученика) учитель воспринимает как реакцию всей группы.
Лекция – наиболее распространенный пример фронтального обучения, требует полного прекращения контакта между учащимися, подчинения требованиям дисциплины.
Так что и фронтальные работы влекут за собой десоциализацию обучения. Конечно, без фронтальной работы в школе не обойтись – учитель должен объяснить материал всему классу, но это не должно занимать много времени (10-15 минут для изложения основного материала).
Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися.
Учитель устанавливает, организует и поддерживает эти связи (например, интегральная технология В.В. Гузеева).
Простейший вид коллективной работы – работа в парах, эта форма коллективной работы может занять достойное место на уроках по любому предмету.
Каждый учитель, используя групповую форму работы, ищет и находит свои способы преодоления указанных недостатков.
Уже первый этап любой групповой работы - разделение учеников и формирование групп - позволяет определиться с подходами к использованию тех или иных достоинств и преодолению недостатков этой формы работы.
Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Способы формирования ученических групп
№ |
Способ формирования группы |
Достоинства |
Недостатки и пути их преодоления |
1 |
По решению учителя |
Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп) |
Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся (необходимую информацию может дать социометрия) |
2 |
По желанию учеников |
Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше |
Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую) |
3 |
По знакам Зодиака |
Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; совместимость в группах, неожиданные сочетания учеников |
Сложно просчитать состав групп (затраты времени учителя), не все трины представлены в классе одинаково, нет гарантии совместимости; открытым остается вопрос о силе групп |
4 |
По набору лидеров (первым по рейтингу 3 - 5 ученикам представляется право набрать себе группы)1 |
Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда |
Психологический пресс на тех, кого выбирали последними2 или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ (учитывается путем расчета |
5 |
По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит - критик - генератор идей) |
Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп |
Не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована |
6 |
По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам |
Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава |
Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие - нет |