Модели нетрадиционных уроков.
Довольно часто учителя проводят уроки- конкурсы. Данная форма организации занятия позволяет: проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения, систематизировать знания учащихся, формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий: воспитывать волю к победе, развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу, активность.
Наряду с уроками, учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия от латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знание, путём выхода и месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственное ознакомление с ними.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:
1) с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
2) экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и практикой.
3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством.
В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание.
Экскурсии бывают:
- краеведческие: организуются с целью изучения природы и истории родного края.
- комплексные экскурсии.
Классификация ученических экскурсий зависит от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащихся, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе [11, C. 11].
Основная задача экскурсии, изучение нового материала, который состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.
При проведении во время экскурсии закрепления того или иного материала важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы добиться его обстоятельного осмысления. Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается её проблематика. Перед экскурсией учащиеся получают вопросы по её содержанию. На них они будут отвечать после экскурсии на уроке итогового повторения.
Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, её истоки. Так рождаются проекты – различные гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии [12, C. 69].
Одной из моделей дискуссии являются «дебаты» на основе работы соперничающих команд. Эти команды ведут спор вокруг чётко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.
Другую модель дискуссии назвали «вертушка», целью которой является вовлечение буквально всего коллектива в обсуждение. Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников и активную полемику с разными партнёрами по общению.
Целый ряд дискуссионных занятий может быть построен на основе работы ключевой группы сильных ребят и «аудитории». К ним относятся занятия по типу «круглого стола». Также преподаватель может провести заседание «экспертной группы», где учащиеся выступают с сообщениями по проблеме, затем весь класс обменивается мнениями об их сообщениях. Более широкомасштабную дискуссию можно провести по типу «симпозиума», когда готовятся серьёзные доклады с противоположными оценками проблемы, а весь коллектив следит за ходом выступлений и участвует в обсуждении.
Учитель играет важную роль в проведении дискуссии. Он устанавливает порядок в аудитории и ставит проблему обсуждения, конструктивно её формулирует, предлагает перечень обсуждаемых вопросов. По ходу обсуждения он поясняет ребятам задачи, предлагает стимулирующие вопросы, побуждающие участников дискуссии к поиску решения проблемы, суммирует высказывания, выявляет расхождения и разногласия в оценках групп, включает в действие пассивных участников в оценках групп и обращается к мнению меньшинства, тем самым, добиваясь всесторонности и глубины обсуждения проблемы коллективом.