Модели нетрадиционных уроков.
Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок – нечто застывшее и нерушимое.
Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.
Методически высоко эффективными, реализующими задачи обучения, развития и воспитания учащихся являются такие формы урока, как:
- уроки-семинары;
- зачёты;
- конкурсы;
- путешествия;
- интегрированные уроки;
- занятия-конференции;
- диспуты;
- ролевые игры;
- урок фантазирования;
- деловая игра;
- урок взаимообучения;
- пресс-конференция;
- урок открытых мыслей;
- урок-соревнование;
- урок-КВН;
- урок творчества;
- урок спектакль;
- урок-диалог;
- мозговая атака;
- урок-лекция (проблемная; визуальная; лекция вдвоем).
Одной из эффективных форм нетрадиционных форм обучения является семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы [7, C. 32].
Семинар - это:
- вид ученических занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных сообщений или докладов;
- форма ученического процесса, построенная на самостоятельном изучении учащихся по заданию руководителя отдельных вопросов, проблемы тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.
Семинар-исследование – форма, смысл которой заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования. Термин исследование означает «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания, выявления чего-либо; изучить, изучать » [].
Семинар – исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного двух уроков:
1 этап. Подготовительная работа:
- постановка задачи;
- формулирование исходной проблемы;
- планирование семинара;
2 этап. Обсуждение темы семинара:
- реализация функций семинара (позновательно-исследовательная, воспитательная, практическая, методическая).
3 этап. Заключительный - ориентирующий:
- оценка семинара и участников;
- определение степени завершённости изучение темы;
- вычисление вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.
Семинар – исследование может в каких-то аспектах усиливаться или ослабляться, меняться. При внесении на занятие элементов исследования в значительной мере повышает интерес учащихся к истории, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития, ценить исторический опыт, более целеноправлено искать ответы на сложные жизненные вопросы.
Также в современной школе практикуется такой вид семинарского занятия как «Круглый стол ».
Выражение «за круглым столом» рассматривается как встреча, совещание:
- «на равных правах, условиях»;
- формы публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определённом порядке;
- «совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников»;
Термин позволяет вычислить три его составляющих:
1) неразрешённый вопрос;
2) равномерное участие представителей всех заинтересованных сторон;
3) выработка приемлемых для всех участников предложений, рекомендации по обсуждаемому вопросу.
Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами, другие группы выполняют практические задания: составить кроссворд, лото, игру, составить план. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах работы.
«Круглый стол» - это семинарное занятие, в основу которого преднамеренно заложено несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение, которых подводит к приемлемым для всех участников позициям или решениям [10, C. 18].
В последнее время все чаще используется такая нетрадиционная форма организации урока, как «Мозговой штурм ».
«Мозговой штурм» на занятиях – это метод семинара, содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и комментированное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участника занятий; целесообразное, активное обдумывание и обсуждение вопроса.