Сказка как метод народной психологии
Народ педагог умело использовал их для воспитательных целей. Для каждого возраста имелись свои сказки. Были "сказки маленьким". Это небольшие сложенные произведения с "небыличным" содержанием. Они развивали фантазию детей, несли определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. С помощью сказок детям преподавали основы нравственности, знакомили их с законами, обычаями, взаимоотношениями классов. Все это делалось без принуждения в занимательной форме.
Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а в свою очередь, развитие чувств и фантазии приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми, и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок. В народной педагогике сказывание сказок и потешек проходило без картинок. Оно включало действия взрослого совместно с ребенком. "Кашку варят" на ладошке ребенка, "ладушки" хлопают его ручками, яички Курочки Рябы "бьют кулачком" ребенка и "плачут" вместе с ним, закрывая лицо его ладонями. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках и песенках оживают явления природы, действуют животные. Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на речку за водичкой – цыпляток поить; сорока-белобока кашку варит – деток кормит и т.п. Персонажи трудолюбивы, ласковы, заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Стихи, прибаутки, поговорки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую и речевую среду, которая благоприятствует освоению языка, развитию восприимчивости к звучанию художественного слова.
Раннее соприкосновение с народным творчеством обогащают чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.