Сказка как метод народной психологии
Зверь издали чуял охотника и спешил скрыться. Естественный отбор и борьба за существование породили в мире животных ту целесообразность и естественную разумность, которая поражала первобытного охотника. Образ жизни зверей и птиц казался человеку обдуманным. Он приписал животным способность рассуждать и говорить. Сказочная лиса, как и настоящая лиса, любит наведываться в курятник. Медведь могуч и силен. каждая из сказок о животных воссоздает богатые подробностями бытовые истории. Речь зверей и птиц, внутренние мотивы их поступков, действия, самая житейская обстановка – все свидетельствует об обыденном и привычном.
Волшебные сказки – конкретные художественные произведения народного искусства. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей; и чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки.
Персонажи волшебной сказки идеализируются. Герой – образец совершенства, доблести, героиня – воплощение молодости, красоты и душевного обаяния. Героине и герою даруются царский сан. В волшебной сказке действуют не просто Иван и Марья, а Иван-царевич и Марья-царевна. Они поселяются во дворцах. Однако в поступках, речи герои остаются простыми людьми, крестьянами.
Насколько прекрасен внутренний и внешний облик героев, на стороне которых сочувствие народа, настолько безобразен и уродливо-комичен облик персонажей, причиняющих вред человеку. Это чудовища-страшилища, вроде Лиха одноглазого, змея о многих головах, Кощея. Рисуя их уродливыми и безобразными, сказочники показывали, что внешность этих существ выражает их внутреннюю порочность и злонамеренность.
Волшебная сказка – образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.
Сказочный вымысел не повторяется ни в одном другом фольклорном жанре: он присущ только сказке.
Предание – широко известный в народе устный поэтической рассказ, в котором правдоподобно объясняются реальные факты прошлой истории, быта. Главное отличие сказки от предания состоит в том, что сказка неотделима от вымысла: ее идея требует именно условно-поэтической формы, а в предании все устремлено к объяснению реальных фактов – это его главная цель.
Сказ-бывальщина тоже отличается от сказки тем, что говорит о достоверном. Это устный рассказ о чем-либо примечательном в общественном или личном быту, рассказ, истина которого удостоверена личным опытом самого рассказчика. Фантастическое появляется в сказке в виде отдельных элементов.
Если предания и сказы несут в себе положительное знание народа в своем далеком и недавнем прошлом, то былички и по-своему близкие к ним легенды относятся к области суеверий и предрассудков. Былички – это устные рассказы о леших, домовых, чертях и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил. Религиозный характер вымысла отличает быличку от сказки.
Отличны от сказок и легенды. Легенда шла не от народной, языческой, а от христианской религии. Принятие Русью христианства повлекло за собой проникновения в народ некоторых церковных понятий, фантастики библейских книг. Легенда существовала в самых разных вариантах, и каждый из них грозил неправедно живущим жесткой карой. Фантастику библейских сказаний народ направил против господ.
Как видим, фольклор был богат разнообразными жанрами. Каждый из них имеет свою особенность и ценность. Но, по мнению В.П. Аникина, искусством художественного слова можно считать только сказки [13, с.94].