Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.
2 балла - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной
реакции.
1 балл - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
2.
Музыкально-слуховое представление.
Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.
Экспериментатор предлагает ребенку послушать и подпеть знакомую ему песню «Пирожки».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - пропевание всей фразы или мотива.
2 балла - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.
1 балл - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
3.
Чувство ритма.
1.Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии «Ах вы сени».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - точное выполнение ритмического рисунка.
2 балла - допускает небольшие неточности.
1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии
2. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,
соответствие ритма движений ритму музыки.
Звучат фрагменты из трех произведений.
1) Т. Ломова «Мелодия»,
2) М. Журбин «Марш»,
3) А. Гречанинов «Моя лошадка».
Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
2 балла - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
1 балл - мала двигательная реакция на музыку.
В соответствии с критериями и оценками нами было выделено три уровня музыкальности: высокий, средний и ниже среднего.
Высокий (12-10 баллов) – проявляет интерес к слушанию музыки, отзывчивость на музыкальные произведения, узнает знакомые музыкальные произведения, различает звуки, правильно воспроизводит ритмический рисунок, определяет характер музыкального произведения, подпевает
Средний (9-7 баллов) – проявляет незначительный интерес к музыке, эмоциональная реакция на музыкальное произведение выражена не значительно, звуки различает с небольшой помощью взрослого, в основном правильно воспроизводит ритмический рисунок, с помощью педагога определяет характер музыкального произведения.
Ниже среднего (6-4 баллов) – интерес к музыке не проявляет, эмоциональная отзывчивость снижена, звуки не различает, не воспроизводит ритмический рисунок, определить характер музыки затрудняется.
Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1.
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Ладовое чувство |
Музыкально-слуховые представления |
Чувство ритма |
Общий балл | |
1 |
2 | |||||
1 |
Баринов Семен |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
Буланкина Вика |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
3 |
Гречковская Кира |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
4 |
Кутепов Андрей |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
5 |
Мирошниченко Алина |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
6 |
Морозов Юра |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
7 |
Самохвалова Полина |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
8 |
Смирнова Соня |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
9 |
Фролов Артем |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
10 |
Журавлева Полина |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
11 |
Шаповалов Максим |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
12 |
Пузова Настя |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
13 |
Кочеткова Кристина |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
14 |
Максурова Даша |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
15 |
Маркин Данил |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
16 |
Малов Егор |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |