Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы ДОУ при ОУ СОШ № 4 «Дошкольные группы» г.Сызрани Самарской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития музыкальности у детей данного возраста посредством восприятия музыки.

Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Выявить начальный уровень музыкальности детей младшего дошкольного возраста;

2. Разработать и провести целенаправленную работу по развитию музыкальности детей младшего дошкольного возраста, в процессе восприятия музыки;

3. Выявить динамику развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

2.1 Выявление начального уровня музыкальности у детей

Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня музыкальности детей.

Были поставлены следующие задачи:

1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальности детей;

2. Выявить первоначальный уровень музыкальности младших дошкольников;

3. Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека).

К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

Показатели развития музыкальности (Таблица 1):

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

1. Внимание

1. Подпевание знакомой мелодии

1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии из трех-пяти звуков

2. Просьба повторить.

2. Соответствие движения характеру музыки.

3. Наличие любимых произведений

3. Соответствие движений ритму музыки

4. Внешние проявления (эмоциональные)

5. Узнавание знакомой мелодии.

1.Ладовое чувство

Детям предлагалось послушать два разнохарактерных произведения. Экспериментатор наблюдал за реакцией детей на музыкальные произведения:

Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».

Перейти на страницу: 1 2 3 4