Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы ДОУ при ОУ СОШ № 4 «Дошкольные группы» г.Сызрани Самарской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития музыкальности у детей данного возраста посредством восприятия музыки.
Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
1. Выявить начальный уровень музыкальности детей младшего дошкольного возраста;
2. Разработать и провести целенаправленную работу по развитию музыкальности детей младшего дошкольного возраста, в процессе восприятия музыки;
3. Выявить динамику развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление начального уровня музыкальности у детей
Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня музыкальности детей.
Были поставлены следующие задачи:
1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальности детей;
2. Выявить первоначальный уровень музыкальности младших дошкольников;
3. Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.
Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека).
К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.
Показатели развития музыкальности (Таблица 1):
Ладовое чувство |
Музыкально-слуховые представления |
Чувство ритма |
1. Внимание |
1. Подпевание знакомой мелодии |
1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии из трех-пяти звуков |
2. Просьба повторить. |
2. Соответствие движения характеру музыки. | |
3. Наличие любимых произведений |
3. Соответствие движений ритму музыки | |
4. Внешние проявления (эмоциональные) | ||
5. Узнавание знакомой мелодии. |
1.Ладовое чувство
Детям предлагалось послушать два разнохарактерных произведения. Экспериментатор наблюдал за реакцией детей на музыкальные произведения:
Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».