Воспитательные традиции христианских народов
Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта, например), включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в двух-трехлетнем возрасте. Дальнейшее обучение верховой езде делало из подростков и юношей лихих наездников. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь демонстрировала свою удаль.
Немалая роль отводилась умственному воспитанию. Долгими зимними вечерами в грамотных крестьянских семьях устраивались коллективные чтения. В сибирской крестьянской семье можно было услышать о Ледовом побоище, Куликовской битве, опричнине, Смутном времени, о расколе православной церкви, о реформах Петра Первого и многом другом.
На семейных посиделках говорили о Державине, Крылове, Пушкине, Лермонтове, Сурикове, Есенине, Майкове и других русских поэтах.
В семьях ценили опрятность. Женщины по субботам до блеска выскабливали полы в избе, столы. Не бывало случаев, чтобы раз в неделю перед баней не сменялось Постельное и нательное белье, которое проглаживалось паровым утюгом или тщательно прокатывалось рубелем. Только в чистых рубахах выходили пахари на ниву и косари на покос.
Важнейшим правилом было воспитание у детей уважения и почтительности к старшим. Действовал принцип: «Старший сказал — делай». И неважно, кто был старшим: отец или дед, старший брат или сосед Старики особо почитались. На улице при виде старика замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходило незамеченным. Крестьянская община «чужих» детей не знала. Старший обязательно спрашивал провинившегося: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». И тот непременно сообщал дома (отцу, деду) о своем проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то и наказанию.
Вечерами старики действительно собирались, беседовали о прошлой и настоящей жизни. Молодежь в их разговоры никогда не вмешивалась.
При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни.
Важную роль в воспитании играло и общество сверстников. Молодежь участвовала в различных состязаниях, колядовала, славила Христа, водила хороводы, общалась на вечерних посиделках, пела русские народные песни и частушки. Случаи хулиганства или озорства были редкими. Жизнь в деревнях и селах била ключом и была полнокровной.
Немало внимания уделялось религиозному воспитанию подрастающих поколений. Рано внушались ребенку идея Бога, сущность греха, праведная жизнь. С молитвами садились за стол и заканчивали трапезу. Религиозное воспитание осуществлялось в церковноприходских и сельских школах, где изучались Евангелие, священная история и Жития святых. Поощрялось и светское школьное образование. Родители и сельская община порой стремились дать необходимое образование одаренным крестьянским детям.
Домашние воспитатели — дедушка и бабушка. Поскольку мать и отец были заняты тяжелым земледельческим трудом, старики последние годы своей жизни посвящали внукам. Они становились главными воспитателями детей, передавая им нравственные нормы и заповеди, трудовые кавыки и народные знания. Общаясь с дедушками и бабушками, дети усваивали важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать того, что они не велят, нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся, нельзя требовать от родителей того, что они дать не могут.
Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков. По тогдашним верованиям, они оставались покровителями детей и после своей смерти: дух их продолжал обитать в жилище, помогал потомкам в случае беды. Считалось, что живут духи под печью» Когда семья переходила в новопостроенное жилище, самая старая женщина обращалась к печи и говорила: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жиль». Тут же прямо дается домовому название «дедушка». Кумовство.
Расселение малых семей было связано с миграцией людей и возникновением новых населенных пунктов. Рвались сложившиеся веками в большой патриархальной семье родственные связи. В этот период на уровне соседской общины возникает институт кумовства как одна из форм общественного воспитания детей.