Воспитательные традиции христианских народов
Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у православных христиан стали складываться в VI—IX вв. По мере разделения поселений на городские и сельские формировался не только разный уклад жизни, но и некоторые воспитательные традиции. Сказывался и социальный статус семьи — простых селян или князей. Но в целом характер воспитания определяла вера, ибо православие лежало в основе всей духовной жизни славян.
Семья в крестьянской общине была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищенным. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу.
Авторитет родителей был чрезвычайно велик. Их взаимоотношения с чадами были основаны на безусловном послушании детей — независимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении.
Неженатых общество порицало. Беднякам во время свадьбы помогали всем миром — деньгами и продуктами. Устраивалась «помочь» — коллективно и безвозмездно возводился дом.
Развод у крестьян считался страшным позором, и разводы были крайне редки. Если сохранить семью не удавалось, то разведенных с немалой долей иронии и осуждения называли соответственно «соломенный вдовец», «соломенная вдова». Им в течение 5—6 лет не разрешалось венчаться вновь. Родители «соломенных» вдов и вдовцов не принимали у себя, священник в церкви «не брал их иод крест».
В крестьянских семьях были дети разных возрастов. Многодетностью гордились.
Воспитание детей происходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил сыну: «Я тебя воспитал». Чаще всего утверждал: «Я тебя выкормил и выпоил».
За детьми, как правило, закреплялись посильные обязанности. Для каждого возраста был четко определен круг работ. С 6—7 лет дети были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огородные культуры. Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали дрова, хворост. В косовицу и жатву ребятишки ирисматривали за домом, за младшими братьями и сестрами, поили и кормили скотину. С 10—11 лет мальчики участвовали в рыбалке, а девочки вместе с женщинами помогали рыбакам плести сети и разделывать улов. Девочки рано приобщались к ведению домашнего хозяйства и рукоделию, приготавливали пищу. С 12-летнего возраста они умели печь хлеб.
Дети рано узнавали цену хлеба. Отношение к продуктам труда было чрезвычайно бережным, уважительным. О хлебе даже не очень хорошего качества никогда не говорили «плохой». И тем более его никогда не выбрасывали. Каждый ребенок видел, как мать или бабушка сметали крошки хлеба со стола и отправляли их в рот. Дети наблюдали, как родители подают нищим, принимают странников, помогают обедневшим, погорельцам, ухаживают за больными, опекают убогих. Например, у старообрядцев особой заботой были окружены одинокие старики и старухи. Каждую субботу и в праздники крестьяне через детей посылали им разные продукты со своего стола. Идеи милосердия, таким образом, имели у крестьян не абстрактный характер, а были наполнены конкретным, жизненным, живым содержанием.
Родители стремились воспитывать в детях смелость, трудолюбие, правдивость, честность, вежливость, почтительное отношение к старшим. Воровство, трусость, леность считались страшнейшими пороками. Крестьянские избы не запирались на замок. Лентяев и пьяниц «справные» крестьяне презирали. Гуляния по престольным праздникам не в счет: «справный» мужик ума не пропивал, потому что знал, что за него никто не напоит, не накормит скотину, никто не вспашет, не запасет сена.
Дети в крестьянской семье с раннего возраста приобщались к труду. О степени взросления ребенка судили не по тому, как он одет, а по тому, что он научился делать. Ребенок воспитывался в труде и именно в нем учился искать для себя удовлетворение. Уже шестилетний малыш любил домашнюю работу, гордился своим участием в ней наравне со взрослыми. Вспомним поэму Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Отрывок из нее под названием «Мужичок с ноготок» ребятишки заучивают наизусть еще в начальной школе. Но интерпретируется он односторонне. Учителя говорят детям о ранней эксплуатации детей в крестьянской семье по причине ее крайней нищеты. А о том, что ребенок гордится своим трудом, что работает с удовольствием и испытывает чувство собственного достоинства, современные учителя чаще всего умалчивают.