Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие фор­мированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом на­блюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Так, на пов-торной экскурсии в лес (средняя группа) воспитатель предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес стал теперь, что в нем измени­лось.

Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, зимой в лиственном лесу воспитатель может задать им во­прос: как вы думаете, в каком лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему?

Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу вы­полнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для даль­нейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике).

При проведении экскурсий необходимо иметь в виду следую­щее. Часто дети находят в лесу, на лугу, в поле птенцов, ежат, зайчат. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их в детский сад, выходить и вырастить. Делать этого нельзя. За­дача воспитателя заключается в том, чтобы разъяснить детям, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, они не покинуты родителями, как кажется детям. Если даже они не най­дут свой «дом», их выходят птицы, звери, живущие в лесу. А если их вырвать из привычных условий, то они могут погибнуть.

В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные зна­ния. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу» (стар­шая группа), после знакомства с огородными культурами — игра «Узнай по описанию» (средняя группа).

На сельскохозяйственных объектах организуются наблюдения трудовых операций, знакомство с материалами, инструментами, техникой и машинами. С детьми беседуют взрослые. Воспитатель заранее готовит такую беседу, определяет ее содержание. Напри­мер, на ферме доярка рассказывает

о коровах и телятах, за ко­торыми она ухаживает, о технике, облегчающей труд.

Третий этап экскурсии — заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение зна­ний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника.

В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной при­роде — значит растить ее верного друга, будущего за­ботливого хозяина богатств своей Родины.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7