Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Эстетическое восприятие обостряется и углубляется, если об­ращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу. Так, весной можно предложить вспомнить, каким был парк зимой, осенью, высказать свое мнение о красоте природы в разные времена года.

Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия — предпосылка формирования оценочных суждений,в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления. При систематическом ознакомлении с природой дети уже в средней группе начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений (форма, цвет, расположение в пространстве), которые, с их точки зрения, опре­деляют красоту наблюдаемого. Так, пятилетний ребенок замечает: «Весной небо красивое: синее, а облака плывут, как белые ко­рабли в море». К концу дошкольного возраста формируется обоб­щенное представление о красоте родного края: «Наш край украшает река Волга, она широкая и многоводная»; «Мне нравятся наши сады: когда они цветут, то кажутся розовыми островами, и аромат стоит вокруг», — говорит ребенок 6 лет.

Эстетические впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности — игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения парка (старшая группа) проводится рисование на тему «Наш парк зи­мой», после прогулки на луг (средняя группа) — предлагается сделать аппликации на тему «Луговые цветы».

В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» описывает, с каким увлечением старшие дошкольники рисуют то, что наблю­дали на экскурсиях, приводит тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе,

труде людей. Автор отме­чает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы, сравнения».(8;с.68) Несомненно, что такие занятия развивают творче­ство, способствуют тому, что понимание красоты природы стано­вится более осознанным и глубоким.

Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпе­вает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошколь­ника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь рас­тения, — не только выращенные человеком, но и дикорастущие, усваивает правила — не ломать ветки кустов и деревьев, не выры­вать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д.

Доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста, забота о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасен­ные семена. Старшие дошкольники могут подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку саду, сквере, лесу.

Действенная любовь к природе подразумевает участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вме­сте со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благопри­ятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела.

Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе — «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка» .

Систематически проводимые экскурсии в природу благоприят-ствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.

Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения

с природой повышают жизненный тонус, благотворно вли­яют на формирование ценных физических качеств —выносливости.

1.3.

Экскурсии представляют собой особый вид занятий по озна­комлению детей с природой за пределами дошкольного учрежде­ния. Они проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, во­доем, ко второму — на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природовед­ческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направлен­ный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу старшие дошкольники не только знакомятся с раститель­ным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают моло­дые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких живот­ных, и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7