Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Эстетическое восприятие обостряется и углубляется, если обращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу. Так, весной можно предложить вспомнить, каким был парк зимой, осенью, высказать свое мнение о красоте природы в разные времена года.
Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия — предпосылка формирования оценочных суждений,в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления. При систематическом ознакомлении с природой дети уже в средней группе начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений (форма, цвет, расположение в пространстве), которые, с их точки зрения, определяют красоту наблюдаемого. Так, пятилетний ребенок замечает: «Весной небо красивое: синее, а облака плывут, как белые корабли в море». К концу дошкольного возраста формируется обобщенное представление о красоте родного края: «Наш край украшает река Волга, она широкая и многоводная»; «Мне нравятся наши сады: когда они цветут, то кажутся розовыми островами, и аромат стоит вокруг», — говорит ребенок 6 лет.
Эстетические впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности — игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения парка (старшая группа) проводится рисование на тему «Наш парк зимой», после прогулки на луг (средняя группа) — предлагается сделать аппликации на тему «Луговые цветы».
В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» описывает, с каким увлечением старшие дошкольники рисуют то, что наблюдали на экскурсиях, приводит тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе,
труде людей. Автор отмечает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы, сравнения».(8;с.68) Несомненно, что такие занятия развивают творчество, способствуют тому, что понимание красоты природы становится более осознанным и глубоким.
Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпевает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошкольника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь растения, — не только выращенные человеком, но и дикорастущие, усваивает правила — не ломать ветки кустов и деревьев, не вырывать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д.
Доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста, забота о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасенные семена. Старшие дошкольники могут подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку саду, сквере, лесу.
Действенная любовь к природе подразумевает участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вместе со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благоприятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела.
Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе — «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка» .
Систематически проводимые экскурсии в природу благоприят-ствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.
Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения
с природой повышают жизненный тонус, благотворно влияют на формирование ценных физических качеств —выносливости.
1.3.
Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами дошкольного учреждения. Они проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, водоем, ко второму — на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу старшие дошкольники не только знакомятся с растительным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают молодые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких животных, и т. д.