Значение малых фольклорных форм в жизни детей
М.Н. Мельников отмечал, что для словесных игр характерны интонационно - мимические компоненты игры, с помощью которых удается создать эмоционально - приподнятое состояние, опоэтизировать прозаический текст[10].
Молчанки
имеют ряд специфических черт, присущих только этим произведениям. Они обычно представляют собой рифмованное стихотворение и содержат в форме заклинания уговор молчать.
Похожей на молчанку, детской игрой является голосянка
. В голосянке основной целью является, как можно дольше тянуть гласный звук.
Игровой фольклор включает в себя разнообразные игры (с игровыми припевами, с игровыми приговорами, без поэтически организованного текста, игры - импровизации), жеребьевые сговорки и считалки.
Мы не будем останавливаться на играх, но рассмотрим то, что предшествует играм - это сговорки и считалки.
Термин "жеребьевая сговорка"
указывает на характер действия - сговорку, и на цель - жеребьевку. Она представляет собой двучленную загадку, в которой образы сопоставляются или противопоставляются. М.Н. Мельников обращает внимание на то, что язык жеребьевых сговорок богат красочными эпитетами, сравнениями, метафорами, что даже при потере рифмы не делает речь прозаической[11].
Считалка
- рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма[12].
При помощи считалок дети распределяют роли для игры или устанавливают очередь для начала игры. В.П. Аникин выделял две главные особенности считалок:
в основе большинства считалок лежит счет;
считалки поражают нагромождением бессмысленных слов.
Г.С. Виноградов, рассматривая возможные способы классификации, приходит к выводу, что "едва ли не единственным твердым основанием классификации остается словарный состав описываемых произведений".
Таким образом, он выделил три группы считалок:
считалки - числовки, содержащие счетные слова;
заумные считалки, состоящие целиком или частично из зауми;
3) считалки - заменки, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов.
М.Н. Мельников классифицировал считалки по признаку единства поэтики, в первую очередь композиции:
1) заумные считалки, в основе композиционного построения которых лежит звуко-ритмический принцип;
2) сюжетные считалки, которые имеют повествовательное или драматическое развитие сюжета;
3) кумулятивные считалки имеют накопление, объединение образов без видимой логической необходимости.
В наши дни считалки остаются весьма популярными, обогащается их содержание, совершенствуется поэтика.
Загадки
- иносказательное изображение какого - либо предмета или явления, замысловатое описание которого надо разгадать[13]. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства между предметами.
Предлагая детям загадки, взрослый учит не только узнавать по существенным признакам тот или иной предмет, но одновременно использует его наименование в качестве упражнений для развития фонематического восприятия: умение слышать определенный звук в слове - отгадке, отличать от другого звука, близкого по произношению и звучанию. Отгадывание загадок развивает сообразительность, наблюдательность. Дети любят не только отгадывать и загадывать известные им загадки, но и придумывать свои. Умение придумывать свои загадки (охарактеризовать предмет, поставить подразумевающийся вопрос, найти соответствующее определение к предмету) развивает логическое мышление и речь.