Значение малых фольклорных форм в жизни детей
Крупнейшим исследователем детского фольклора был Г.С. Виноградов. Он выделял пять основных разделов детской народной поэзии:
1) игровой фольклор;
2) потешный фольклор;
3) сатирическая лирика;
4) бытовой фольклор;
5) календарный фольклор.
М.Н. Мельников выделил еще один раздел - поэзию пестования.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания произведений народного творчества.
Поэтика колыбельной песнинаходится в прямой зависимости от ее функции, в тесной связи с ее содержанием, с народной психологией, с народной жизнью. М.Н. Мельников обращает внимание на то, что в первые годы жизни детский организм занят главным образом собственным созиданием, поэтому колыбельная песня вызвана необходимостью безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон, так как спокойный сон - непременное условие быстрого роста и развития[2].
Детские песни поддерживают в дошкольниках интерес к поэтическому слову. Дети любят подражать крику птиц, животных, звучанию музыкальных инструментов, но у них нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, поэтому возникает стремление к повторам и звукоподражаниям, что способствует развитию голосового аппарата и музыкального слуха[3].
Начиная с момента рождения, с помощью колыбельной песни детям даются первые представления о богатстве и гибкости русского языка. Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Дети воспринимают богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи еще нет слов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к звукоподражаниям. Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой потешке.
В последнее время происходит проникновение в колыбельную поэзию произведений художественной литературы и других различных жанров фольклора, что может привести к угасанию и разложению жанра колыбельной песни. Колыбельная песня не в состоянии конкурировать с современными литературно - музыкальными произведениями и соответственно не поддерживается бытовой необходимостью.
В поэзии пестования закреплены многие приемы воспитания. Через колыбельную песню ребенок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитие мышления. Структура колыбельной песни определяет познавательную и мнемоническую функции.
Пестушка закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический прием. В пестушках заложены знания по физическому воспитанию детей.
Потешка, как было сказано ранее, призвана развеселить, позабавить ребенка, поэтому в ней заложена необходимая информация (познавательный материал) для этого. "Изучая народное творчество для детей, - писала Э.С. Литвин, - можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру… - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала"[4].