Социально-психологические особенности младшего школьника
Конструирование воспитательной (личностно утверждающей) ситуации предполагает использование технологий задачного подхода, внутреннего диалога и имитационных игр, требующич деятельность личностных структур сознания учащихся. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребенка также обретает смысл и новую, более сильную мотивацию. Смысл имитационно-игровых ситуаций состоит в возможности играя, решать предлагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы. Это особенно актуально для учащихся начальных классов, поскольку потребность в игре с приходом в школу остается по-прежнему достаточно сильной.
Тем не менее, главным действующим лицом в школе со "взрослой"' стороны остается учитель, и решать проблемы психологических затруднений учеников в процессе обучения приходится ему. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к. позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет социальное положение в детском коллективе.
Что же такое психическое здоровье младшего школьника, и какие факторы оказывают на него существенное влияние? Под понятием "психическое здоровье" обычно подразумевается общее состояние и функционирование здоровой психики, что проявляется в качестве протекания познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), в эмоциональных реакциях, в потребностях и желаниях, в направленности личности, в поведении. В концепции психического здоровья заложены также представления о степени социальной адаптации и личностной адекватности, о компенсаторных возможностях и существовании резервных сил психики человека. Это особенно важно иметь в виду при профилактике нарушений психического здоровья.
Психика человека формируется и функционирует в предметной деятельности и социальном общении. Для младшего школьника ведущей деятельностью-двигателем его психического развития — является обучение. Психическое здоровье ребенка в начальных классах напрямую связано с включенностью в учебный процесс. С одной стороны, особенности психики сказываются на успеваемости и поведении школьника. С другой, — школа и семья являются центральными звеньями социальной среды, непосредственно влияющими на психику ребенка.
Психическое здоровье младшего школьника зависит от ряда факторов биологической, психологической и социальной природы.
Важное значение имеют соответствие уровня психического развития возрасту, зрелость мозговых структур, динамические свойства нервной системы (сила, подвижность, возбудимость нервных процессов). Эти биологические предпосылки являются первостепенным условием для того, чтобы ребенок мог концентрировать внимание и совершать мыслительные операции, запоминать задания и владеть речью, терпеливо сидеть в течение всего урока и контролировать свое поведение.
Без этого он просто не сможет успешно учиться. Даже при незначительных повреждениях на этом уровне (например, при весьма распространенном нарушении — минимальной мозговой дисфункции) обнаруживаются проблемы в обучении: неусидчивость, рассеянность, трудности запоминания. Однако они не являются необратимыми и вполне могут быть скомпенсированы при разумном педагогическом подходе, при согласовании действий врача-психоневролога, психолога, учителя и родителей.
Биологические факторы включают и состояние физического здоровья. В медицинской статистике приводятся устрашающие цифры: среди современных школьников только 10% могут считаться совершенно здоровыми. У остальных отмечаются хронические и острые заболевания разных систем и внутренних органов. Безусловно, наличие какого-нибудь заболевания изнуряет организм, истощает психические ресурсы. Отдельно следует отметить такую особенность младшего школьного возраста, как подготовку организма к грядущим пубертатным изменениям. Прежде всего, имеется в виду состояние повышенной готовности эндокринной системы. Начинающиеся в этом периоде гормональные перестройки находятся в тесной связи с функционированием психики и должны учитываться при оценке состояния психического здоровья.
Существенное влияние на особенности психического и физического развития ребенка оказывают наследственные, генетические факторы, а также врожденные (различные патологии в период беременности матери и во время родов) и приобретенные (осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний, травмы головы, психическая деривация, т.е. отделение от матери, дефицит или отсутствие теплых эмоциональных отношений в раннем возрасте) аномалии. Серьезные опасения вызывает в последнее время ухудшение экологической обстановки.