Воспитательная система класса
ВТОРОЙ КОМПОНЕНТ воспитательной системы класса ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ.
Воспитания без цели не бывает, т.к. характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.
Приоритетные задачи работы:
- формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой.
- способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей;
- создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям;
- интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся;
- сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся;
-выработка готовности к самостоятельной жизни и труду, подготовка к инициативной деятельности в разных сферах;
- развитие навыков поискового мышления;
- формирование экологической культуры;
- воспитание у детей патриотических чувств гражданина России;
- укрепление здоровья учащихся, валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенство;
- способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации, анализе жизнедеятельности в классе.
На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постоянно появляются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми и взрослыми. Они не только регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации воспитательного процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного коллектива, определяют и принципы построения воспитательной системы класса.
Основные принципы воспитания:
- принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей;
- принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций
- принцип индивидуализации и дифференциации;
- принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса;
- принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы;
-принцип сотворчества детей и взрослых;
- принцип открытости и доброжелательности;
- принцип равенства всех участников воспитательного процесса;
принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.
ТРЕТЬИМ КОМПОНЕНТОМ воспитательной системы класса является ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ. Он складывается из таких элементов, как:
Системообразующий вид деятельности, формы, методы, организации совместной деятельности и общения.
Основные функции воспитательной системы класса.
Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью класса.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов данного коллектива.
Четвертый компонент – пространственно-временной.
Он состоит из таких элементов:
Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
Связи и отношения класса с другими общностями детей и взрослых, место и роль класса в воспитательном пространстве ОУ.
Этапы становления и развития воспитательной среды:
1 этап – этап проектирования системы; (5 класс)
2 этап – этап становления систем; (6-7 класс)
3 этап – этап стабильного функционирования системы; (8-9 класс)
4 этап – этап завершения функционирования системы (10-11 класс)
Пятый компонент - диагностико-аналитический, включает в себя следующие элементы:
Критерии эффективности воспитательной системы.
Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
Необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системы можно объяснить тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формирования классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной и трудоёмкой деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.