Что нужно учитывать при моделировании воспитательной системы школы?
Б). Традиции и ритуалы школы.
Большое значение придаем сохранению, поиску созданию и отработке традиций и ритуалов школы: трудовых, спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года, к ним относятся: праздники: Знаний, Чести школы, встречи с выпускниками, День учителя, месячники открытых дверей в школе, смотр - конкурс "Школьный дом - теплый дом", ученическое самоуправление и т.д.
Традиции и ритуалы школы, их организация, содержание, должны быть естественными, простыми, не навязываться детям, а поняты учащимися и приняты ими, значимы и по смыслу, и по воспитательному эффекту.
Немаловажно значение в организации традиционных дел и мероприятий должна иметь и сама форма: внешнее оформление, построение, праздничность, музыкальное сопровождение и т.д.
В). Ученическое самоуправление.
Смысл детского самоуправления в том, чтобы дети приобрели личный опыт демократических отношений. Самоуправление в школе - не столько специальная деятельность, сколько средство воспитания, направленное на поиск гуманных, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых, одной из которых является игра "Демократическая республика". Она способствует гражданскому становлению школьников.
Г). Психолого-педагогическая диагностика.
Воспитательную работу начинаем с педагогической диагностики, опираясь на теоретический тезис, выдвинутый К.Д. Ушинским: "Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях".
Современный педагог - "прикладной психолог", стремящийся воспитание и обучение строить на основе объективных сведений о школьнике и первичном коллективе, в котором он развивается.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ.
Для оценки воспитательной системы используются две группы критериев: критерии факта и критерии качества.
Критерии факта позволяют ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система, а критерии качества дают представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Группа "критериев факта" включает следующие показатели:
упорядоченность жизнедеятельности школы, соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы условиям данной школы;
наличие сложившегося основного коллектива;
интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий через воспитательные комплексы (систему КТД, традиций, праздников).
Группа "критериев качества" включает показатели:
степень приближенности системы к поставленным целям реализации педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы школы;
общий психологический климат школы, стиль общения, самочувствие учащихся, их социальная защищенность, внутренний комфорт;
уровень воспитанности учащихся, определяющая черта которого - чувство собственного достоинства.