В чем заключается сущность воспитательной работы в современных условиях?
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов: у большинства людей коммунистические идеалы изжили себя, в сознании многих - вакуум. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Средства массовой информации возводят в героя агрессивного недочеловека. Учителя остаются один на один с чудовищами XX века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы.
В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания молодёжи, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.
Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми. "Концепция самовоспитания" Г.К. Селевко, "Новое воспитание" Н.Е. Щурковой, "Философия воспитания" Л.М. Лузиной, "Дополнительное образование в современных концепциях воспитания" Н.А. Морозовой, "Философия воспитания" Б.Т. Лихачёва, "Современное состояние концепций проблемы воспитания" И.А. Зимней дают в руки педагогов "инструменты", с помощью которых все эти категории становятся достижениями.
Идеи философской и педагогической антропологии (К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, В.П. Зинченко), научные труды отечественных и зарубежных учёных - представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (А. Маслоу, Э. Фромм, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили), публикации о возможностях и условиях использования личностно ориентированного подхода в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.М. Лузинский, И.С. Якиманская), научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (В.А. Караковский, Б.З. Вульфов, С.Д. Поляков, Ю.П. Сокольников) составляют методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной системы современной школы.
В современных условиях экономической нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей, увеличение числа клубов, социально-педагогическая защита подростков. Нужны такие клубы, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством. Применение на практике КТД и коллективной организаторской деятельности поможет поддержать интерес ребёнка к различным видам внеурочной деятельности, познавательную и социальную активность детей. Задача педагога в том, чтобы выделить в окружающем мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним.
Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?
Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни. Усилия педагогов нашей школе направлены на достижение максимальной эффективности учебно-познавательного процесса на развитие личности ребёнка.
В этой связи следует признать актуальным и целесообразным поиск способов и технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности, патриота школы-гражданина России. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды.