Особенности функционирования воспитательной системы гимназии
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как «образ жизни», социально-психологический климат. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.[46, 47]
Воспитательная система гимназии – сложное психолого-социопедагогическое образование, саморегулируемое и управляемое. Это открытая, постоянно развивающаяся система. Воспитательная система гимназии имеет сложную структуру и состоит из компонентов, скрепленных системными связями и рассматривается как система воспитательной работы со своими целями, методами, подходами, принципами, а также как программа совершенствования воспитания.
Воспитательная система определяет содержание, методики и технологии воспитательной работы.
Рис.1 Система воспитательной работы гимназии
Воспитательная система гимназии может быть представлена как единство следующих структурных компонентов:
Целенаправленность в воспитательной работе.
Основные методы педагогического воздействия.
Гимназическая социально-формирующая воспитывающая среда.
Трудовое воспитание.
Воспитательные комплексы.
Воспитание на уроке.
Система методов воспитания.
Единство педагогического коллектива.
Система работы классного руководителя (воспитателя).[31, 38]
Рассмотрим последовательно все компоненты воспитательной системы гимназии.
1. Целеполагание и целенаправленность в воспитании.
Целеполагание в воспитательной системе – это осознанность, осмысленность, ясность в планировании, организации, действиях.
Целеполагание – это:
Мотив, побуждающий к активной деятельности.
Понимание, для чего, зачем, во имя чего.
Рациональность, практичность, прагматизм.
Уход от стихийности, формализма.
Научный подход.
К целям предъявляются определенные требования:
конкретность, детальность, определенность,
реальность и прогнозируемость результатов,
понимание и принятие целей всеми субъектами.
Целеопределенность должна быть всеохватывающей, начиная от целей и задач гимназии, кончая воспитательными целями отдельных внеклассных мероприятий.
Структура воспитательных целей и задач:
«Модель личности» - основная перспективная цель воспитания.
Воспитательные задачи гимназии на год.
Воспитательные цели и задачи класса.
Воспитательные цели и задачи воспитательных комплексов (детских объединений, кружков, секций, библиотеки, внеклассных мероприятий, уроков и т.д.).
Перспективы каждого отдельного ученика, которые можно разделить на дальние и ближайшие (дальние – это окончание гимназии, профессиональный выбор, поступление в ВУЗ; ближайшие – это успеваемость, физическое развитие, участие в общегимназической жизни, самовоспитание).
Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, где каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении. Поэтому воспитательные цели можно расположить в определенной последовательности, как бы проецируя последовательное, в соответствии с возрастным развитием, разворачивание осмысления жизни как таковой.