Средства воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
Закрепление и уточнение представлений детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды должно происходить в их собственной деятельности: игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различиях.
Существуют разнообразные средства воспитания у детей этики межнационального общения: от организации прямого общения с представителями разных национальностей до создания этнических мини-музеев в дошкольных организациях [14, с.198].
Но эффективность использования любых средств во многом зависит от самого педагога, его профессиональной этики и нравственной культуры.
В условиях дошкольных организаций именно собственная нравственная культура воспитателя определяет уровень нравственного развития детей. Личность формируется только личностью, интеллект развивается только интеллектом.
Это означает, что и этику межнационального общения детей дошкольного возраста невозможно сформировать без того, что бы этот процесс не превратился в личную цель самого педагога.
Воспитание этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. К средствам воспитания толерантности можно отнести [33, с.64]:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использование национальных атрибутов;
- произведения искусства и др.
Рассмотрим каждое средство воспитания этики межнационального общения более подробно.
Традиции, облаченные в форму привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения, по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их "своего рода хранителями достижений прошлого" [24, с.41]. Традиция-передача, предание - элементы культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течении длительного времени. Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.
Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне этноса, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации и т.д.
Для нас в рамках затронутой проблематики более приемлемо определение национальных ритуалов как одной из форм поведения, как части культуры этнической общности, тесно связанной с традициями и обычаями, образующей вместе с ними нормативную систему поведения. Важнейшее качество этноса – сотрудничество, сплоченность, способность образовывать дружеские союзы. Стереотипам поведения, ставшим широко известными, не следуют везде и всегда. У всех этносов существуют собственные представления о том, что более или менее важно, значимо. Вот почему нередки несоответствия между их обрядами, а также между обычаями, под которыми принято понимать устойчивые системы поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшие нормой и передающиеся из поколения в поколение [21, с.70].