Средства воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
Образовательные учреждения, имеющие в своем плане один – два межкультурных праздника с песнями, танцами и традиционными блюдами стран, откуда эмигрировали родители их обучающихся, не могут претендовать на то, что в их стенах обосновалось межкультурное образование. Культура – не только еда, одежда и песни. Это и образ мыслей, и быт, и способы общения.
Концепция межкультурного образования – не очередной предмет "регионального компонента" в содержании образования, не дополнительный урок или праздник. Осознанная необходимость воспитания детей в уважении культурных различий требует от общества и государства специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой семьи.
Каждый человек, как взрослый, так и ребенок, должен соблюдать основные принципы этики межнационального общения [2, с.65].
1. Принцип "этнической индифферентности", то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.
2. Такт в общении с людьми другой национальности.
3. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть призвано естественным и единственно нормальным.
У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть непонятны и даже казаться абсурдными. Однако, сколько бы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива.
4. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу. Чаще всего основные знания об этнической сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайных встреч, публикаций в "желтой" прессе, рассказов других людей, а полученная таким образом информация распространяется на другую этническую группу в целом.
5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению. При этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм.
Правила вежливости каждого народа – это очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев. И где бы человек ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.
Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует умения вести себя естественно, тактично и достойно.
6. Один из важнейших аспектов этики межнационального общения – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, - это важнейший элемент культуры межнационального общения.
В основе приведенных выше принципов этики межнационального общения лежит понятие "принятия". Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.