Сказка в учебниках начальной школы
В 3-ем классе сказками, развивающими чуткость, можно считать такие: «Отважная Кэт», где менее красивая сестра не завидует сестре-красавице и не злорадствует, когда она попала в беду, а наоборот помогает ей найти своё счастье. В сказке «Волшебный котелок» становится жалко бедных людей, которых немало в мире, и им бы понадобился волшебный котелок. В сказке «Счастливый жучок» Г.Скребницкого Иванов жучок радуется за всех. Он счастлив, потому что всем хорошо, и ничего не просит для себя. Это хорошиё пример для детей. В сказке «Солнечный луч в ноябре» лучик ищет кому сделать добро, кого утешить.
Прекрасный пример – сказка Х.Кр.Андерсена «Ромашка». Здесь действительно воспитывается чуткость, тут есть о чём подумать и основательно поговорить. О ромашке, простом цветочке, которому для счастья так мало надо в отличие от надутых от возмущения пионов; о жаворонке, попавшем в неволю, об отношении к нему ромашки, пионов, мальчишек. Эта сказка несёт сильное воспитательное значение.
Не все сказки, помещённые в учебниках, направлены на воспитание чуткости, но почти в каждой можно заметить момент, отображающий это, и можно поговорить на эту тему.
Во 2-ом и 3-ем классах предлагаются сказки Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Общепризнанно, что поэзия Пушкина, в той частности и сказки, - лучший воспитатель юного чувства. Сказки Пушкина – великий кладезь опосредованной передачи чувств через лицо, руки, телодвижения персонажей. Особое значение в раскрытии чувств автор придаёт речи персонажей.
Например, фраза третьей сестры из сказки о царе Салтане отличается от высказываний сестёр интонационной теплотой, сердечностью: «Я б для батюшки царя…»
Важная роль отводится молчанию. Этим автор передаёт наивысший накал чувств, когда слова бессильны. Например, сколько чувствуется волнения, радости, напряжения в момент встречи Гвидона с отцом: «В город повёл он отца, ничего не говоря».
Это же свойство заметно и в «Сказке о рыбаке и рыбке». На все вопросы и просьбы рыбка отвечала, а на последнюю, когда старуха посягнула на её свободу, ничего не сказала: «Только хвостом по воде взмахнула и ушла в глубокое море».
А сколько чувств выражается во взглядах, жестах персонажей. О сказках Пушкина можно писать и писать.
Хочется отметить, что необходимо на уроках сказок Пушкина заострять внимание детей на подобные детали и пытаться находить ответ, что хотел этим сказать автор.
Проанализировав программные сказки, можно сказать, что сказок для воспитания чуткости недостаточно. Такие сказки надо включать во внеклассные формы работы.