Сказка как воспитатель добрых чувств детей
Почему же дети так любят сказки и охотно их слушают?
Сухомлинский считает, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «Определённая группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки – так, как через каналы связи–сигналы. Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» [4. с.30].
Теперь мы знаем, что сказка важна для развития мышления, воображения, помогает различать понятия добра и зла. Но воспитывает ли сказка такое качество как чуткость?
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве .» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать .» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. «Благодаря сказке,- пишет В.А.Сухомлинский,- ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости» [4. с.181].
Конечно, всем известен французский писатель и критик Шарль Перро. Его более всего занимало, какое влияние окажут пересказанные им сказки на детей. Он писал: «Трудно себе представить, с какой жадностью эти невинные души, еще не утратившие природной чистоты, воспринимают скрытые в сказках поучения. Они грустны и подавлены, когда герой или героиня сказки в беде, и вскрикивают от радости, когда приходит к ним счастье». Из «семян», посеянных в детской душе, писатель чаял со временем увидеть всходы «добрых наклонностей». И вот, на примере его знаменитой сказки «Золушка» мы попробуем проверить возможность вызывания различных эмоций и чувств у ребёнка.
Золушку загружали самой тяжелой работой по дому: ей приходилось мыть посуду и лестницы, убирать комнаты госпожи и ее дочерей-барышень. Спала Золушка на чердаке на соломенной подстилке, а ее сестры — в комнатах, где паркетные полы, у стен стоят зеркала, в которых можно видеть себя с ног до головы . Всё это вызывает у ребёнка сильное негодование из-за такой несправедливости. Королевский сын устроил для знати бал . Золушка гладит сестрам белье, крахмалит им воротнички. Чтобы талия была тоньше, барышни приказывают затянуть себя — слуги «больше дюжины шнурков разорвали». Золушка провожала уезжавших на бал барышень «так далеко, как только могла», а когда они скрылись из глаз, она заплакала от огорчения, что сама не попадет на этот бал. А вместе с ней и юный читатель переживает огорчение и обиду, он очень сочувствует трудолюбивой Золушке. Произошло чудо, появилась добрая фея, она помогла бедной девочке. Фея первая проявила к Золушке милосердие, это хороший пример для ребёнка. Девушка поехала на королевский бал. Танцы прекратились, а скрипки перестали играть, когда Золушка вошла во дворец, — так поразила всех ее красота. Дамы с большим вниманием рассматривали прическу Золушки и платье, «чтобы завтра же заказать себе такие же, только бы нашлись столь же красивые материи и столь же искусные мастера». Королевский сын влюбляется в Золушку. Они весело танцуют… Этот эпизод вызывает у ребёнка радость, вызывает желание хлопать в ладоши. 12 часов, бой курант, Золушка убегает, теряя туфельку… Принц примеряет девушке хрустальный башмачок и узнает в ней ту самую принцессу с бала… Золушка и принц женятся… А читатель счастлив, что всё закончилось так хорошо.