Сказка как воспитатель добрых чувств детей
Значит, литература оказывает сильное влияние на воспитание чувств ребёнка. Но какие жанры литературы имеют большее действие? В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими. «Если лишить ребёнка сказок, - утверждает большой знаток детской психологии К.И. Чуковский, - то он сам станет их выдумывать» [6. с.158].
Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора Никитина М.А Этого же мнения придерживается и В.Г.Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности» [7. с.6].
Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь – самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно- эстетическая сила сказки.
Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления» [8. с.10].
В.А. Сухомлинский использовал сказки в своём обучении в школе. Он обучал и воспитывал с помощью сказки. Каждый день приносил детям какое-то открытие. Открытие облекалось в сказку, которую делали сами дети.
Сухомлинский хорошо понимал души своих воспитанников. Он считал, если ребёнок при слушании сказки не переживает борьбу добра и зла, значит в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана, которую необходимо вылечить.
Педагог не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки. «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мыслей, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознании детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка; средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления.
Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, обладавшей сознанием и чувствами ребёнка,- невозможно представить детского мышления и детской речи как определённой ступени человеческого мышления и речи» [4. с.181].