Диагностика уровня сформированности бережливости у детей младшего школьного возраста

Низкий уровень (соответствует оценке "3"). Школьники осознают необходимость экономических, социальных и правовых знаний для жизнедеятельности, но в школьные годы не проявляют к ним интереса. В экономической деятельности, организованной другими, участвуют формально, стремятся от нее уклониться, но под контролем ее выполняют. Не вносят предложений по экономическому совершенствованию различных видов деятельности, хотя и используют предложения других. Не проявляют в своем поведении экономически значимых качеств личности и экономическое мышление.

Отрицательный уровень (соответствует оценке '2'). Учащиеся считают социально-экономические знания ненужными. Игнорируют участие в трудовой, общественной и экономической деятельности.

В соответствии с этими критериями оценки уровня экономического воспитания младших школьников, разработанными Сасовой И.А., в результате наблюдения за детьми экспериментальных групп и их деятельностью были проставлены следующие оценки:

1 экспериментальная группа:

20% - "5"

70% - "4"

10% - "3"

Оценку "2" не получил никто.

2 экспериментальная группа:

40% - «5»

50% -«4»

10% - «3»

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента мы пришли к следующим выводам:

1 экспериментальная группа в процессе формирующего эксперимента добилась значительных результатов. Общая оценка – выше среднего.

2 экспериментальная группа так же добилась успехов и улучшила свои показатели.

В целом, мы можем утверждать, что занятия по экономике значительно улучшили представления детей о бережливости.

3 этап . Оценка экономической воспитанности младших школьников на завершающем этапе эксперимента проводилась по критериям и конкретизирующим их показателям , разработанным Землянской Е. Н.[[7]] :

1. Когнитивный критерий (информированности) предполагает знакомство школьников с экономическими понятиями (доход, ресурсы, потребности, имущество, хозяйство, цена, стоимость, выбор, торговля и т.п.), а также наличие у детей знаний о правилах поведения в процессе учебной и трудовой деятельности, о людях труда, о собственных качествах и возможностях.

2. Мотивационно-ценностный критерий содержит показатели: наличие интереса и сформированной мотивации к экономической деятельности, стремление к коллективному труду, сформированность нравственно-экономических качеств личности (бережливости, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности, коммуникабельности, ответственности, инициативности и др.).

3.Деятельностно-практический критерий конкретизируется такими показателями, как наличие навыков простейших расчетов, планирования труда; осуществление заботы о сохранности своего, семейного, школьного имущества, объектов культуры и природопользования; умение устанавливать социальные связи и выполнять различные социальные роли.

Таким образом, в процессе исследования наблюдая, анализируя деятельность детей, их ответы на поставленные вопросы, мы сделали вывод, что 1 экспериментальная группа имеет средний уровень экономического воспитания, а 2 экспериментальная группа – высокий.

Перейти на страницу: 1 2 3