Реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности

В общей структуре содержания воспитательно-образовательного процесса ЦЭВД на каждом из четырех уровней социальной активности детей мы выделяем следующие составляющие его компоненты:

- опыт освоения знаний; результат освоения - новые знания;

- опыт практической ("исполнительской", репродуктивной) деятельности; результат освоения - мастерство;

- опыт развивающей, творческой деятельности; результат освоения - мастерство;

- опыт эмоционально-ценностных отношений в неформальном объединении детей и взрослых; результат освоения - духовно-нравственные ценности, устойчивое объединение детей и взрослых, деятельность которого развивается на основе разработанного ими Устава.

Глубокое изучение деятельности детских творческих объединений ЦЭВД в процессе опытно-экспериментальной работы позволил нам прийти к выводу о том, что уровневая деятельность присуща всем детским объединения в той или иной степени. Практически не существует детского объединения находящегося на каком-либо одном уровне. С целью успешного достижения воспитательных целей педагоги организуют деятельность детского коллектива на основе уровневого подхода развития личности ребенка, применяя методы развивающего общения, технологии социально-педагогической поддержки детей, полихудожественные технологии. Уровень развития детского объединения и детей зависит от уровня профессионализма самого педагога: любознательный, увлеченный, исследующий, всесторонне развитый, творческий человек. Анализ деятельности детских объединений, находящихся на различных уровнях, мониторинг личностных качеств воспитанников детских объединений позволил нам прийти к выводу о влиянии видов предметно-практической деятельности на развитие отдельных личностных качеств детей (Таблица 5).

Таблица 5

Формирование качеств личности детей в предметно-практических видах деятельности в учреждении дополнительного образования

Направленность

качеств личности

Качества личности

Виды деятельности, способствующие формированию данных качеств

Общественно-значимые качества

доброта, человечность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность, достоинство, вежливость, отзывчивость

Трудовые десанты, ярмарки,

фестивали, концерты, дискуссии, встречи с интересными людьми,

военно-спортивные игры.

Личностные

качества

точность, аккуратность, наблюдательность, чистоплотность, внимательность, находчи-вость, настойчивость, терпеливость, самостоятельность

декоративное прикладное творчество, изодеятельность,

вокально-хоровое пение,

театральное искусство,

досуговые развлечения,

занятия спортивными видами деятельности,

швейное мастерство.

Коммуникативные качества

общительность, чуткость

эмпатия, эмоциональность

внимательность, открытость

доверительность, доброжелательность

терпимость, верность, преданность

коллективные творческие дела, деловые и сюжетно-ролевые игры, тренинги,

туристические походы,

экскурсии,

акции «Береги природу»,

«Братья - наши меньшие»

«Никто не забыт, ничто не забыто», «Милосердие»

Классифицируя виды деятельности детских объединений, мы вычленили триединство: образование (познание) – творчество – досуг как объективный базис положительной динамики опыта самореализации личности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9