Реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности
Необходимым педагогическим средством, обеспечивающим успешность воспитания социальной активности детей наряду с проектированием содержания воспитания и подготовленностью педагогов к воспитанности является реализация совокупности субъект-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг.
Субъектно-ориентированными формами воспитания выступали воспитательные дела, в которых дети активно включались в социально-ориентированную деятельность: принимали участие в целеполагании, в планировании, в подготовке, в разработке сценария, сами организовывали и направляли свою предметно-практическую деятельность при поддержке педагогов дополнительного образования.
Реализуемые формы и виды деятельности в ЦЭВД в ходе эксперимента нами классифицировались на основе следующих признаков:
по количественному охвату – индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые;
по методике проведения – мероприятия, дела, игры, конкурсы, путешествия, субботники, вечера, фестивали, конференции;
по направлению – спортивные, туристические, художественно-эстетические, эколого-биологические, научно-исследовательские, краеведческие и др.;
по характеру содержания - узко специализированные, широкопрофильные и комплексные.
В ходе ОЭР воспитательный процесс в «Центре эстетического воспитания детей» был организован на основе программы опытно-экспериментальной работы по воспитанию социальной активности воспитанников ЦЭВД. В соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования и Уставом Центра эстетического воспитания детей, личностным заказом детей и их родителей был разработан Учебный план по реализации дополнительных образовательных программ с усилением воспитательного аспекта.
Участниками воспитательно-образовательного процесса в ЦЭВД являлись дети от 6 до 18 лет, их родители (лица их заменяющие) и педагогические работники: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, концертмейстеры, педагоги-психологи.
Основная форма осуществления воспитательно-образовательного процесса – занятия, которые проводились на основе расписания, составленного педагогом, руководителем детского объединения, с учетом пожеланий детей и их родителей. Занятия проводились в самом здании ЦЭВД, на базе детских садов, школ, домовых клубов в микрорайонах, лицеев, колледжей, училищ, различных спортивных залов. Продолжительность занятия соответствовала рекомендациям Российской Академии образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Численный состав детского объединения определялся образовательной программой, утвержденной Методическим советом Центра эстетического воспитания детей. Занятия проводились по микрогруппам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имел право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Воспитательно-образовательная деятельность детей в ЦЭВД осуществлялась в одновозрастных и разновозрастных детских добровольных объединениях по интересам (клубы общения по месту жительства, студия эстрадного танца «Кристалл», вокально-хоровые ансамбли «Барышня», «Акварель», группы, секции, кружки, театры «Золушка», «Рукавичка»).
В ходе опытно–экспериментальной работы нами было выявлено, что воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования отличается от воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении не только по содержанию, по формам организации, по методам, по срокам, по уровню взаимоотношений, по характеру, но и по времени осуществления: воспитание в дополнительном образовании представляет собой целостный процесс, осуществляемый в единстве познания и развития ребенка; в учреждении дополнительного образования практически отсутствуют внеурочные формы воспитания, все многообразие воспитательных форм осуществляется в единстве с видами деятельности.