Формирование волевых качеств с учетом темперамента
Ощутимы различия в волевой регуляции, обусловленные типом нервной системы школьника. Такие показатели, как сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность, подвижность-инертность, в определенной мере влияют на темп и уровень развития воли в целом и отдельных черт. При этом следует иметь в виду, что особенности типа нервной системы не затрагивают содержательной стороны воли.
Основные различия воли школьников связаны с воспитанием. От того, в каких условиях живет, общается ученик, какие у него взаимоотношения со взрослыми, сверстниками», какова система воспитательных воздействий, в большой мере зависит темп и качество формирования волевых особенностей характера.
Практика показывает, что одни дети поддаются обычным воспитательным воздействиям без особого усилия со стороны воспитателей, другие — требуют индивидуализированного применения обычных средств и приемов, третьи — индивидуальных средств в условиях индивидуального подхода,
При всей системе воспитания, разработанности приемов и средств воздействия еще значительная часть школьников страдает слабоволием. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку следствием безволия является низкая успеваемость, проступки, а порой и антиобщественное поведение.
Исследованиями В. И. Селиванова, А. В. Веденова, К. М. Гуревича и других психологов установлены показатели слабоволия детей школьного возраста во всех трех сторонах волевого процесса, т. е. в содержании, волевом побуждении и волевом торможении. Эти показатели следующие.
1. Отсутствие у школьников целеустремленности, что обнаруживается в делах, поведении в школе и быту. Обычно такие школьники не знают, чего хотят и что им нужно. Они не имеют определенного занятия, нет у них достаточно-стойкого интереса. Школьники с отсутствием целеустремленности несамостоятельны в общении, они поддаются влиянию с кем общаются. В хорошем коллективе они кажутся хорошими, делают то, что и остальные, в дурной группе— подчиняются бытующим в ней обычаям, нормам и вместе со всеми совершают проступки. Отсутствие целеустремленности обусловлено многими причинами, среди которых могут быть и такие, как отсутствие стойких мотивов, малая их энергетическая заряженность, неуверенность в своих умственных и физических возможностях.
2. Отсутствие последовательности, систематичности. Взрослым понятно, что всякое более или менее сложное дело выполняется одноразовым приемом, к нему нужно возвращаться несколько раз. Некоторым школьникам, не приученным к систематическому выполнению дела, после двух-трех попыток кажется, что оно им не по плечу, и бросают его. Возникает чувство неприязни к самому себе, к собственному решению. Отыскиваются доводы с целью оправдать отказ, а коль скоро найдено объяснение, следовательно, приобретено средство облегчить себя, то есть оправдать себя в собственных глазах.
3. Потеря уверенности в себе. Механизм утраты уверенности довольно точно описал К. М. Гуревич [3,82].
Представим себе школьника, который несколько раз пытался добиться успеха, но каждый раз, не умея справиться с собственными случайно возникшими влечениями, уводящими его в сторону от основого дела, постепенно убеждался, что задача для него не по силам и вообще он не способен к преодолению трудности. Нередко такое мнение складывается у сверстников, воспитателей, учителей, которые при случае напоминают об этом школьнику. Итак, сложилось мнение о своих возможностях. Оно в определенной мере поддержано другими. Но все существо школьника противится этому. Он, как и все, желает быть настойчивым, удачливым, бойцом, а этого нет. Срабатывает самолюбие. Привыкнув к тому, что доброго слова в свой адрес не слышит, он ищет компенсации и находит ее там, где не нужна ни выдержка, ни настойчивость — в нарушении порядка, дисциплины. Найдутся «товарищи», которые одобрят такое поведение, и вольно или невольно будут способствовать закреплению отрицательных качеств. В такой ситуации будет сделан шаг от эпизодического безволия к отрицательной черте характера.