Воспитание эмоциональной сдержанности
Другим направлением нивелирования тревожности и повышения уверенности в себе является обучение детей умению отвлекаться от неприятных и тревожных мыслей, бороться с каждодневными мелкими житейскими стрессами. Здесь необходимо научить детей не беспокоиться по поводу того, что выходит за рамки их контроля. Например, девочка разбила чашку и горько плачет. Воспитатель может утешить ее такими словами:
- Это не беда, что чашка разбилась. Такие неприятности иногда случаются с каждым из нас. Тебе не помогут слезы, потому что все уже произошло. Слезы и расстройства не сделают чашку целой. Давай не будем плакать, а лучше вместе уберем осколки. Может быть, этот неприятный опыт сделает нас впредь осторожнее». Здесь важно отметить, что фиксация на неприятных переживаниях, подкрепляемая укорами и замечаниями взрослых, усугубляют тревожность, мнительность и подозрительность ребенка.
Так, наблюдая детей на прогулке, психолог отмечает среди них грустных, плаксивых, скучных, и расстроенных. Собирая их вместе, он затевает новую игру. Все неприятности, переживания, страхи, обиды, злость предлагается представить в виде неприятной серой массы (типа тины или грязной ваты), скатать в комочек и передать взрослому (психологу, воспитателю). Взрослый из рук в руки принимает этот воображаемый комочек (средоточие стресса) и опускает в пакет или сумку, которая торжественно закапывается в землю. Эта процедура символизирует уничтожение всех неприятностей и, действительно, дети заражаются радостью и умиротворением в результате этих действий. При повторении этого упражнения его рекомендуется видоизменить, предложив детям, находящимся в умывальной комнате в процессе мытья рук, представить, что стресс смывается струей воды.
Другой эффективный прием оптимизации эмоционального состояния—это переключение с неприятных впечатлений на приятные. Так, можно предложить унылому или сердитому ребенку представить себя телевизором. Психолог произносит текст следующего содержания: «Ты немного похож на телевизор, твоя головка имеет множество разных каналов—счастливые каналы,грустные каналы, каналы страха, каналы беспокойства, хорошие и плохие каналы. Все они находятся внутри твоей головки и ты их можешь контролировать. Ты можешь решить, какой канал ты выберешь на следующий день. Внутри тебя находится пульт управления. Если ты находишься сейчас на канале обиды, немедленно отключи этот канал, подумав о чем-нибудь другом—о хорошем, добром, шутливом или забавном. Итак, сначала определи, на каком канале ты находишься, а теперь,—внимание!—если ты на плохом или неприятном канале, то немедленно его отключи, переключившись на приятный, радостный канал. Если ты находишься на хорошем канале, то отстрой свой телевизор, сделай картинку ярче, звук громче и наслаждайся передачей с хорошего канала, думая о чем-нибудь приятном».
Дети мысленно нажимают на кнопку переключателя программ или делают движения рукой (крутят пуговицу, нажимают на кнопку одежды). Это упражнение способствует не только избавлению от неприятных эмоций, но и их осознанию, что делает эмоциональные реакции более осмысленными. Приемы такого рода очень помогают при страхах. Иногда мы переключаем внимание на приятный объект воображения, который придумываем и задаем сами. Например, это может быть смешной клоун, раздающий детям подарки.
Переключение можно использовать в самых разных ситуациях. Так, плачущему ребенку дают в руки секундомер и говорят, что он может плакать пока стрелка не достигнет определенной отметки, а после этого нужно немедленно перестать плакать, так как ровно в это время все несчастья его покинут. Вообще можно переключать фокус внимания с неприятных переживаний на приятные любым неожиданным, необычным и забавным способом. Необходимо добиться утверждения у ребенка ровного положительного тона его эмоциональных переживаний, который является необходимым фоном любого вида его деятельности.