Воспитание эмоциональной сдержанности

Эмоциональные процессы являются той сферой пси­хологического бытия ребенка, которая заряжает и ре­гулирует все остальные его функции, такие как воспри­ятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль яв­ляются целью и продуктом воспитания, особенно у холериков и сангвиников. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологичес­кую готовность ребенка к обучению в школе. Появле­ние принципиально новых возможностей саморегуляции у ребенка дошкольного возраста, предполагает, помимо развития эмоционального контроля, переход от внешней к внутренней регуляции поведения (когда оно стано­вится внутренне осмысленным) и установления сопод­чинения мотивов поведения, однако все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка мы считаем важнейшей задачей психологов.[8,71]

Эмоции регулируют все виды деятельности поведе­ния человека. Ребенок преддошколыюго возраста нахо­дится как бы во власти внешних эмоциональных впе­чатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь; чув­ства его быстро возникают и так же быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы. «Часто приходится видеть, что не прошло и 2—3 мин. после какой-нибудь перенесенной малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлече­нием следит за тем, что показывают или рассказыва­ют ему; только изредка у него как бы прорываются всхлипывания. Это замечательное явление: во внешних движениях, в порядке, так сказать, внешнего последст­вия, эмоциональная реакция еще сохранилась, внутрен­не же, психологически — эмоция уже исчезла».

Главное направление развития эмоциональной сфе­ры у дошкольника—это появление способности управ­лять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает раз­личные способы действия и нормы поведения, соотно­сит результаты своей деятельности с целями и с ре­зультатами других. Поведение постепенно превращает­ся из побуждаемого спонтанными чувствами и впечат­лениями («волевого» поведения) в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его ре­гуляции, к возможности выбора собственного поведе­ния . А. Н. Леонтьев считал это основной характери­стикой перехода от преддошколыюго к дошкольному возрасту.[7,59] Помимо осмысленности можно отметить и другое направление в развитии эмоций в дошкольном возра­сте—эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. У дошкольника появляются высшие чувства—сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных (в том числе и стрессовых) ситуациях формируется на основе уме­ния различать эмоциональные состояния по их внешне­му проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, по­зы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок учит­ся за внешними эмоциональными проявлениями угады­вать смысл поведенческих реакций и реагировать в со­ответствии с этим смыслом.

Эти представления легли в основу разработанной системы психолого-педагогических методов развития эмоционального контроля и коррекции эмоциональных процессов дошкольников. Работа с детьми на психологических занятиях проводилась по программам, специа­лизированным в соответствии с возрастными особенно­стями каждой группы. В течение всего периода работы регулярно проводилась психодиагностика особенностей эмоциональной сферы (прожективные графические тес­ты, анализ рисунков), личностных черт (опросник Кэттела, регламентированное наблюдение) и динамики эмо­циональных состояний детей (тест цветовых отношений Люшера) в каждой из возрастных групп. Некоторые из поставленных задач начинают выполнять с детьми трехлетнего возраста, но наиболее полный и всесторон­ний развивающий эффект удавалось достичь только в старшей и подготовительной группах. Основной акцент развивающих действий ставились на работу с проб­лемными детьми, имея в виду укорененность их «проблемности» (тревожность, неуверенность в себе, неустой­чивость самооценки, амбиоциозность) именно в эмоцио­нальной сфере. Однако наши наблюдения и результаты психодиагностики показали, что целенаправленное раз­витие самоконтроля, произвольности эмоциональных переживании, высших чувств, регуляция динамики эмо­циональных процессов необходима для всех, даже са­мых благополучных, детей дошкольного возраста и спо­собствуют их своевременному психологическому созре­ванию.

Перейти на страницу: 1 2 3